Власть - как она начиналась. Не мои мемуары

На модерации Отложенный Ваша новость 'Власть - как она начиналась. Не мои мемуары' удалена. К сожалению, ссылка на источник указана некорректно.

Может быть это интересно вспомнить?

Когда в 89-м меня избра­ли народным депутатом СССР, я не отличал исполкома от горсо­вета. И был наивен в отношении людей. То есть был типичным российским человеком, который ведь до сих пор аб-со-лют-но беззащитен перед любым мани­пулированием и мне доказывает до хрипоты, что, к примеру, Гайдар — порядочный человек, по­тому что он же сам видел его по телевизору! Но по ТВ не пока­зывают остекленевший гайда­ровский взгляд, когда он встре­чает что-то идущее вразрез с его теориями.
Я, столкнувшись с действительностью, быстро по­терял остатки прежней роман­тической безответственности. Понимаете, Гайдар никогда, даже в детстве, не жил среди людей, и он только думает, что живет в России. ...Ужасно, что до сего дня развивается именно гайдаровское наследие, как бы ни отрицалось это всеми пре­мьерами. Впрочем, это было позже. Тогда же в «демократах» я видел исключительно чистых людей. Помню ощущение от первых встреч с Ельциным — как свежий воздух... Мне тоже казалось когда-то, что психоло­гия царя отличается от психо­логии простых людей. Это ошибка. Они такие же. Уверяю вас, и из окна машины с плати­новым покрытием всерьез жа­луются, что бензин подорожал. Кремль не отличается от любой чиновничьей конторы в том же Томске, только люди портятся на порядок быстрее.
Однажды Станкевич что-то очень суетливо заинтересовался просьбой родственницы Патоличева сохранить ей квартиру; позже сам в нее и въехал. Но даже тогда я не думал, что уви­жу, как скромный Гена Бурбулис, на ходу, не оглядываясь, сбрасы­вает с плеч свой роскошный макинтош, который на лету ловит охранник.
Когда я впер­вые увидел Березовского, было ощущение — вот человек, ко­торый берет реванш за всю свою предшествующую «совет­скую» жизнь. Они сами себе дали какие-то немыслимые авансы за «страдания», то есть за то, что жили, как все.
Ельцину не откажешь в ин­туиции. Даже сейчас, отрезан­ный от реальности, он чувству­ет, что натворил что-то страш­ное. (Думаю, Юмашев еще сме­нит этаж.) Но и мы должны понять: никаких Лебедей и Ель­циных, нельзя выбирать прези­дента, который ничего не по­нимает в экономике, а надеется на «специалистов». В России интриганство неотъемлемо от пространства власти. И прези­дент заигрывается, попадается на ту же удочку, доверяясь не специалистам, а подсунутым ему чьим-то «своим людям».Только благодаря политикан­ству появился наверху Черно­мырдин. Ведь когда он говорит без бумажки, перестаешь пони­мать его через четыре минуты. Поначалу думаешь, что пробле­мы с устной речью. Но вот мы откладываем четвертое чтение по бюджету, нам приносят черно­мырдинские поправки — опечат­ки, безграмотность, неверный синтаксис и логика, вместо «компенсацию» — «компетен­цию» и т. д. Он или не любит чи­тать, или не умеет. Иногда, впро­чем, кажется, что ему выгодно говорить невнятно. Он был умен по-своему, по законам кремлевс­ких коридоров.
Политиканство стало опре­деляющим и в Думе, и в Крем­ле. Образец: «Аэрофлот» рас­пался, бюджетное финансиро­вание кончилось, изношен­ность самолетного парка — 70%. Мы стали лидерами по авиакатастрофам. Готовлю про­ект — коммерческие компании должны отчислять на безопас­ность полетов. Что началось!Два года не могу ничего сде­лать. Козырь коммерсантов — билеты подорожают. Но отчис­ления на безопасность состави­ли бы 3%, а за два года билеты уже подорожали на 200%. Пе­ред голосованием сын кремлев­ского чиновника обзванивает лидеров фракций и Селезнева. Окулов — зятек президента вмешивается. 60-летие у руко­водителя Федеральной авиа­службы, могут отправить на пенсию, и он вдруг резко ста­новится противником, хотя ра­ботали вместе.
Тон в политиканстве задает КПРФ: говорят о геноциде, по­казывают 10 млн. подписей про­тив президента, но тот им обе­щает регулярных два часа на ТВ — и все забыто. Сплошь тор­говля. Народ-то не понимает, что за десять лет слово «принципиальность» было аннулиро­вано в политике, что в старой системе, как ни прискорбно со­знавать, искренности и честно­сти было больше.Впрочем, это еще и пробле­ма непрофессионализма: почти нет депутатов, способных ра­зобраться в экономике. И не сказал бы, что губернаторы компетентнее.Уже на выборы в Думу-90 массово рванули политические мародеры: вкладывать деньги в депутатство, так же как в губер­наторство и мэрство, крайне выгодно. На этом кресле вы можете вставить такую строчку в проект...Ладно бы только Дума.
28% руководителей министерств, треть первых замов не имеют профильного образования и опыта госслужбы. И у таких на­чальников, естественно, просто засилье случайных людей среди работников. Руками развожу: замминистра по делам нацио­нальностей — наш томский профессиональный футболист В. Бауэр, протеже гайдаровской партии. С. Безверхий (Комитет РФ по стандартизации, метро­логии, сертификации) в 91-м прыгнул в это кресло с Дмит­ровского полигона автомашин.Тон задал президент. Каждый думский закон проходит через 450 депутатов и их экспертов, 29 комитетов, через верхнюю пала­ту парламента и самого прези­дента. Вердикты, вето, законы президента — только через один фильтр: Р. Орехова, руководителя государственного правового уп­равления. То и дело появляются бредовые бумаги вроде прямо противоположных указов о мест­ном самоуправлении. Или по­правка президента, дающая Мос­кве право распоряжаться дорож­ным фондом, но только не тра­тить из него ни копейки. Или обоснование Ельцина — «откло­няю этот закон, потому что счи­таю его нецелесообразным». Из 46 человек в ореховском ГПУ 35 не имеют высшего образования. Общий отдел ГПУ возглавляет радиоинженер, отдел правового обеспечения — инженер-меха­ник, систематизации законодательства — инженер-экономист. Некая Бояркина работала секре­тарем в Ворошиловском район­ном суде — и вот - спец первой категории ГПУ. Некто Левшина — лаборант НПО «Витамины», товаровед кожевенного комбината, машинистка первой катего­рии — теперь специалист ГПУ первой категории.Еще один госдеятель — 29-летний Бревнов, неофициальный министр энергетики великой страны. Учился, затем ушел в мелкий банк, не входя­щий даже в «список двухсот», стажировался в США. Ни одно­го (!) дня прежде не работал в энергетике. В нормальной Рос­сии он работал бы сейчас масте­ром участка вспомогательного электрооборудования.Прямое следствие этого аб­сурда — коррупция. Все торопятся, потому что помнят о безнаказанности и временности этого состояния. По оценке Ми­рового банка, 65 млрд. долларов из займа в 130 разворовываются в России — я думаю, больше.Пенсионный фонд РФ ос­новал систему банков по стра­не, причем директор фонда и есть директор Центробанка. Вложил в банк 385 млрд. руб­лей (пенсия миллиона чело­век), отказавшись от процен­тов. Банк стал выдавать креди­ты под 25% годовых. Причем не щадил и своего основателя. Пенсионный фонд: те же проценты. Прекрасные опера­ции: одолжили деньги коммерческому Амобанку под 2% го­довых, а неделю спустя у него же заняли сумму под 65% го­довых. Полгода так сотрудни­чали: вносили депозиты под 17%, тут же получая кредиты под 47%. У руководителей Пенсионного фонда на всех по крайней мере сотня «Мерседесов-600».
Это деньги пенсионеров. Никто не сидит. Это удивительно, какие деньги можно делать на нищих. Фонд соцзащиты по такой же схеме давал под смешные проценты деньги банку «Реформы» на прокрутку. Госфонд занятости «выбросил» таким же образом на ветер 25 млрд. И Фонд соцразвития, принадлежащий Госналогслужбе, построившей, кстати, на 7 млрд. дома для своих руководителей. Госналогслужба разместила 50 млрд. в банки под проценты, в 20 раз меньшие, чем, к примеру, дает Центробанк. Ребенку же понятно почему. Никто не сидит...
Можно, впрочем, действовать и проще: миллион долларов, выделенных МБРР на проведение пенсионной реформы, кинули на оплату чиновников через фонд соцобеспечения, созданный Сысуевым. Тайная ведомость вкладчиков РАТО-банка: председатель таможенного комитета Круглов — $ 70 тысяч, у его супруги — $ 59 тысяч. Начальник консульского департамента МИД Виноградов — $ 43 тысячи, директор Федерального агентства правительственной связи Старовойтов — $ 262 ты­сячи и так далее, 72 фамилии: его зам, замуправляющего делами президента Головатый, руководитель службы президентского протокола, помощник Ельцина Шевченко, зам­ руководителя администрации президента Семенченко...
Коржаков после отставки слетал на Олимпиаду в США, сейчас строит дачу в Горках. Ладно, этот хоть книгу написал, отмажется. А не очень далеко на Николиной горе строит дачу сто­имостью примерно миллион долларов другой честнейший че­ловек эпохи — Сергей Филатов. На вопрос, откуда деньги, скромно отвечает:«Взял кредиты». Но, как утверждает полковник спецслужбы Стрелецкий, строит эту дачу Филатову преступный «авторитет» с Северного Кавказа Рамбон Гаврилов, кото­рому президент даже дал орден. Помощник Черномырдина по внешней экономике Кошелев учредил в Австрии фирму с торговым оборотом в первый же квартал 20 млн. долларов. Четыре учредителя получили полтора миллиона. Один из них предлагает гуманитарную по­мощь России на 15 млрд., за­просив за посредничество 5%. Кому поручают проработку вопроса? Кошелеву. Справедли­вости ради: когда до Черно­мырдина дошло, что происхо­дит, он наказал зама — сделал представителем Оренбургской области при правительстве. А три триллиона рублей так и ис­чезли в руках первого заммини­стра сельского хозяйства Абдулбасирова, который вовремя написал «по собственному же­ланию». Погасили за счет бюд­жета. В США и Польше — лич­ные счета бывшего вице-пре­мьера Давыдова.
К слову, меня лично не убедили объяснения Шохина по поводу обнаружен­ных его личных счетов за гра­ницей. Никто не сидит.Сам Черномырдин заявля­ет в налоговой декларации сумму 46 тысяч рублей за год. Не трогаю утверждения запад­ной прессы о миллиардных долларовых объемах акций Газ­прома в личной собственности экс-премьера. Но в это же время покупается жилой дом в 315 кв. м, дача в Опалихе, «Шевроле-Блейзер» за 112 млн. Ну не выходит по деньгам!Смешно смотреть эти дек­ларации. Вот честнейший По­чинок. В 96-м зарплата у него— 49 млн. руб. При этом поку­пает две квартиры в Москве, параллельно строит дом в элит­ном Истринском районе, поку­пает за 100 млн. «Линкольн»; стоимость имущества — 4 млрд. рублей. Детский вопрос — от­куда 4 миллиарда у Починка?Впрочем, и сам президент, борец с коррупцией, утверждал в своей декларации, что его до­ход за год — примерно 40 тыс. долларов. (Почему-то не ука­зал проценты — около $ 16 тысяч ежемесячно — со счета в английском банке.) Но кто бы спросил: на какие деньги лич­ная дача в 450 кв. м на четырех га в том же элитном Истринс­ком районе стоимостью, по са­мым минимальным прикид­кам, $ 250 тысяч плюс «БМВ» за $ 70 тысяч? Плюс внук, ко­торый вместе с сыном Чубайса учится в Лондоне, — это боль­ше $ 20 тысяч в год. Происходят невероятные вещи. Минфин к 97-му раздал $ 284 млн. на ссуды и якобы по бесконтрольности не смог их собрать назад. Деньги пропали. До сих пор неизвест­но, куда дел Минфин $ 10 млн. за какие-то «консультативные услуги». Молчат, и все. Из средств на соцсферу выдали студии Н. Михалкова $ 659 ты­сяч. $ 580 тысяч — на подцветочницы и мебель в Дом прави­тельства. И — особенно красиво $ 4 млн. на приобретение про­изведений искусства для воин­ской части номер такой-то. Никто не сидит.Мой знакомый романтичес­ки настроенный итальянец-элек­тронщик специально приехал в Россию, хотел подарить нам свой патент. Накануне отъезда звонит убитый: «Что с вами происходит? Мне сказали — давай пять тысяч долларов, проведем к нужному чиновнику. Я уезжаю».
Как шла приватизация, все знают, хотя, до сих пор не осознают того факта, что среди приватизированных предприя­тий, как мне, «демократу», ни прискорбно сознавать, убыточ­ных больше, чем среди непри­ватизированных. Но главное произошло в финансовой сфе­ре. Количество денег в нацио­нальных экономиках по отно­шению к ВВП, - 50%. Рефор­мируемый Китай — 110%, США проводят денежную эмиссию до 120% своего семитриллионного ВВП (кстати, золотом дол­ларовую массу они не обеспе­чивают). Европа — 60—70%. Латинская Америка и Африка — около 20%. Нашему не очень грамотному президенту (а заод­но и населению) внушили, что нужно «подавлять инфляцию», не рассказывая об опыте Чехии, Португалии, Франции и т. д., где распрекрасно делают это, наращивая денежную массу. И случилось страшное — 80% де­нежной массы мы за день уменьшили до 12%, догнав и перегнав Африку. Мы теперь в одной группе с Замбией, Габо­ном и Заиром. Мы за день уменьшили финансовые ресур­сы страны на 1 трлн. 300 млрд. долларов — это потери больше, чем за Великую Отечественную. Вот что такое была гайдаровс­кая реформа.
Пока мы сами по­няли, что произошло, что в России-банкроте по сути введе­но внешнее управление, займов накопилось столько, что новые полностью идут теперь на пога­шение старых. Взяли $ 9,8 млрд., отдаем их тут же обратно. 32% бюджета идет на погаше­ние долгов. И мы перестали быть суверенной страной, по­тому что полностью зависим от кредиторов. Мы стали самым большим должником в мире. Под каждый заем нам подсовы­вается пакет требований. Имен­но так правительство взяло на себя обязательства увеличить пенсионный возраст, вести во­енную реформу так, как она ве­дется, жилищно-коммунальную политику и т. д. Естественные монополии, налоги, бюджет — это все не наши идеи. Вы пред­ставить не можете, насколько точно повторяют указы прези­дента, премьера и молодых ре­форматоров пункты из инст­рукций МВФ.При этом сознательно гро­бятся отрасли, имевшие шансы выжить. Скоро — никуда не де­нешься — России придется ме­нять самолетный парк. Это бу­дет стоить $ 75 млрд. Куда пой­дут деньги? «Боингу». Потому что Лившиц категорически зап­ретил дорабатывать наш новый Ту-204 и велел продолжать за­купать «передовые образцы за­падной техники», а Черномыр­дин параллельно освободил «Боинги» и «Дугласы» от тамо­женных пошлин и налогов на обслуживание.
По долевым зат­ратам на науку с нынешнего года мы переместились из стран семерки в семью стран Латинс­кой Америки.Это все кошмарные цифры. И, видит Бог, можно продол­жать долго. Скажу только о том, чего многие не знают. Притом, что армия развалена пол­ностью и уже протестующий летчик на своем самолете с бое­вой выкладкой летал над Под­московьем, так что едва не дошло до перехватчиков, чис­ленность дивизий МВД подско­чила невероятно: их уже боль­ше, чем было в СССР. Вот по­чему я уверенно говорю: власть чувствует, что натворила.
Записал Игорь ДОМНИКОВ Новая газета №47 30.11-6.12 1998 Сулакшин Степан