«Золотой Орел» - премия, где члены жюри до сих пор анонимны

Сегодня в первом павильоне киноконцерна «Мосфильм» состоялось награждение лауреатов премии «Золотой орёл», которая учреждена Национальной Академией кинематографических искусств и наук России и вручается с 2002 года. В этот раз на звание «Лучшего фильма года» претендовали картины «Анна Каренина» С.Соловьёва, «Палата номер шесть» К.Шахназарова, «Петя по дороге в царствие небесное» Николая Досталя, «Стиляги» В.Тодоровского и «Царь» П.Лунгина.

В этой битве титанов российского кино победу одержал фильм «Стиляги» В.Тодоровского.

Мы решили поговорить о самой премии и о кино в целом с одним из патриархов российского кинематографа, заслуженным деятелем искусств РФ, профессором ВГИК Леонидом Николаевичем Нехорошевым. Много лет он работал главным редактором «Мосфильма» и именно с его легкой руки у нас появились фильмы «Воскресенье» (реж.М.Швейцер), «А если это любовь?» (реж.Ю.Райзман), «У твоего порога» (реж.В.Ордынский), «Свой среди чужих, чужой среди своих» (реж.Н.Михалков), «Солярис» и «Андрей Рублев» (реж. А. Тарковский) и многие другие.

«СП»: - Леонид Николаевич, что вы можете сказать о картинах, участвовавших в номинациях?

- К сожалению, не видел многих из этих фильмов. Из тех, что представлены в номинации «Лучшая режиссёрская работа», я смотрел только картины Лунгина и Досталя. Фильм «Петя по дороге в царствие небесное» мне не понравился. Я недоумевал, когда на международном фестивале эта лента получила первую премию, в то время, когда рядом была картина Киры Муратовой «Мелодия для шарманки» - высочайшего, мирового уровня.

«СП»: - Как вам нашумевшая работа Павла Лунгина «Царь»?

- Что касается «Царя» - в целом фильм мне понравился, но я считаю, что предыдущая картина Лунгина «Остров» была сильнее.

«СП»: - Вы принимали участие в голосовании, проходившем при отборе картин?

- Нет, ведь картины отбираются киноакадемиками. А меня среди них нет. Я не киноакадемик. Поэтому все эти фильмы - их выбор.

«СП»: - Кроме премии «Золотой Орёл» в России существует и премия «Ника». Она вручаются киноакадемиками, правда, другой, альтернативной академии. Фильм Тодоровского «Стиляги» в прошлом году получил сразу шесть премий «Ника», а в этом номинировался на премию «Золотой орёл». Можно ли расценивать это как некое «перемирие» двух конфликтующих премий и киноакадемий?

- Про картины, которые номинируются и на премию «Ника», и на премию «Золотой орёл», я ничего сказать не могу, повторюсь, я не киноакадемик этих академий - для того, чтобы ответить на ваш вопрос, я должен бы находиться внутри этой ситуации. Но мне кажется, что это не нужно рассматривать как некий ход академиков: наверное, картина, действительно, заслуживает такого внимания и тех премий, которые она уже получила и получит. К сожалению, я не видел «Стиляг», но слышал о картине, что она очень интересная и удачная. Думаю, что в этой ситуации не усматривается никаких клановых войн.



«СП»: - Что вы можете сказать о сегодняшней ситуации в кино в целом? Вы много лет преподаёте во ВГИКе, ваши студенты, как и студенты других мастеров, профессионалы, - будут ли эти люди востребованы в российской киноиндустрии?

- Вообще сейчас не каждый решится дать постановку молодому, начинающему режиссёру. Но, с другой стороны, не замечают особенно и действительно талантливых картин. О них умалчивается, они редко доходят до большого зрителя. Продюсерами делается некая ставка на авторитетных авторов - не хватает смелости дать шанс неизвестному режиссёру снять свою картину.

«СП»: - Может, дело в кризисе?

- Сейчас слово «кризис» довольно популярно, используется применительно к разным областям. Кинематограф - не исключение. Например, мой сын, который работает звукооператором, недавно закончил работу на картине. Фильм даже показывался в Доме Кино, а ему до сих пор не выплачен гонорар, - продюсер и режиссёр говорят: «Ну, нет у меня денег, и всё». И ссылаются на кризис. Но мне кажется, что здесь дело не в нем - в отношении к твоим коллегам, и в конечном счете - к профессии. А кризис, он просто обострил старые проблемы.

Удивительная птица этот «Золотой Орел»

Мы на самом деле были шокированы тем, что Леонид Николаевич, столько лет обучающий людей умению делать кино и столько сделавший для советского и российского кинематографа, оказался за дверью двух российских академий киноискусства.

Мы решили посмотреть, кто же удостоен чести голосовать И были шокированы на сайте «Киноакадеми» нет списков киноакадемиков! Есть все - регламент, второй регламент, экспертный совет. А вот кто же эти 200 академиков - непонятно. Уверены, что эти две сотни человек более достойные кинематографисты, имеющие богатый послужной список, но узнать фамилии все таки хочется.

И еще один вопрос.

По регламенту премии «Золотой Орел» экспертный совет рекомендует для голосования:

- 51 полнометражный игровой фильм,

- 20 неигровых фильмов,

- 20 мини-сериалов (до 10 серий включительно) и 15 сериалов (10 и более серий) из премьер сезона 2008-2009 гг.

- 29 анимационных фильмов,

- 26 игровых зарубежных фильмов в российском прокате.

Этот список рассылается академикам, они их все отсматривают и заполняют анкеты. После этого формируется список номинантов.

За один день до проведения торжественной церемонии вручения премий проводится «второй тур» голосования. Определение победителей производится путем тайного голосования членов Академии по специально подготовленным бюллетеням.

И вот тут самое интересное. Знакомые нам киноакадемики все эти годы голосуют только один раз (в первом туре). Кто голосует второй раз - непонятно. Может, есть еще какие-то секретные списки, секретные академики, о которых мы не знаем.

Может так и надо, группа анонимных 200-т академиков, что-то там выбирает, отбирает, потом еще более засекреченная группа определяет, собственно победителей и называется все это «Премия Национальной Академии кинематографических искусств и наук России».

Может учредить премию «Национальной Академии анонимных алкоголиков» , а что чем одни анонимы хуже других?

Источник: http://svpressa.ru/society/article/20416/

0
236
0