Грузия снова хочет дружить с Россией

На модерации Отложенный

Будет ли для страны благотворно, если одна иллюзия окажется заменена на другую? В романтическом воображении грузин, если они станут хорошими мальчиками в глазах России, Москва откроет нам свои объятия, и мы снова станем лучшими друзьями.

Бывший премьер-министр Грузии и действующий лидер оппозиционной партии Зураб Ногаидели стал первым грузинским политиком с августовской войны 2008 года, посетившим нашего северного соседа для проведения грузинской политики при открытой российской поддержке. В декабре 2009 года он даже установил рекорд, побывав в Москве трижды за один месяц, пишет «The Messenger» (Грузия).

В знак оценки его интереса, российское руководство принимало его на высочайшем уровне. К ужасу Тбилиси Ногаидели встретился с премьер-министром Путиным. Его действия вызвали у некоторых ощущение, что определенные политики вскоре продемонстрируют откровенно пророссийские симпатии. В течение длительного времени любые контакты с Россией осуждались, а те, кто отваживался на них, получали ярлык агентов влияния и шпионов. Сегодня ситуация меняется, и в стране идет «спор по поводу ориентации».

Дополнительный импульс этому вопросу придала инициатива лидера Консервативной партии Звиада Дзидзигури, призвавшего начать общенародное обсуждение грузинско-российских отношений. Дзидзигури заявил, что в обсуждении должны принять участие все желающие, включая правительство и оппозицию, церковь, гражданское общество и простой народ. Дзидзигури заявил, что консерваторы начнут это обсуждение с помощью организации конференций, круглых столов и дебатов на телевидении. Он также сказал, что необходимо покончить со стереотипом, согласно которому любой человек, желающий урегулировать грузинско-российские отношения, объявляется агентом Москвы. Дзидзигури также упомянул о том, что желание Грузии присоединиться к НАТО должно обсуждаться всенародно, так как, по его мнению, гораздо важнее вернуть Абхазию и Южную Осетии под юрисдикцию Грузии, особенно, учитывая тот факт, что сегодня у Грузии нет никаких шансов вступить в НАТО.

На сегодняшний день сложно оценить, насколько реалистичен план Дзидзигури, так как даже до августовской войны Россия никогда не говорила, что будет поддерживать территориальную целостность Грузии в обмен за отказ Тбилиси от попыток вступить в НАТО. Более того, Россия разработала и поддержала распад Грузии через создание конфликтов в начале 1990-х, когда Грузия и мечтать не думала о вступлении в НАТО, не то что предпринимала какие-то шаги в этом направлении. На самом деле Грузия обратилась к НАТО, чтобы защитить себя от российской агрессии, состоявшей из провоцирования и поддержки сепаратизма, так что сложно поверить, что сегодня, когда Россия уже предприняла очень эффектный и спорный шаг, признав независимость отколовшихся территорий, Москва изменит свою позицию, как только некоторые грузинские политики решат, что Грузии не нужно вступать в НАТО.



С момента августовского вторжения России отношения между двумя странами зашли в тупик. Официальная позиция Грузии состоит в том, что восстановление отношений с Москвой возможно лишь после того, как та покинет оккупированные территории и откажется от своего признания их независимости. Тем временем Москва готова восстановить отношения лишь на основании так называемой «новой действительности», когда одна пятая часть грузинской территории оккупирована Россией и управляется двумя марионеточными режимами - и грузины никогда не примут эти условия.

Грузия находится в исключительной, если не сказать трагичной, ситуации. Запад, на чью поддержку надеялась Грузия, ограничился предоставлением финансовой помощи, подписанием резолюций, выражающих обеспокоенность, и другими устными протестами. Несмотря не то, что составленное при посредничестве ЕС соглашение о прекращении огня не соблюдается Россией, Запад ничего по этому поводу не делает. Более того, член НАТО Франция готова продать России свой самый современный боевой корабль, несмотря на то, что один российский адмирал сказал, что будь у России этот корабль раньше, вторжение в Грузию было бы проведено за 40 минут, а не 26 часов. Это отсутствие практических действий против России перевешивает всю финансовую поддержку, так как выгоды, которые должна создать эта поддержка, окажутся ненужными, если страна вновь попадет в лапы России.

Те, кто когда-то тайно размышлял о возвращении под российский зонтик, но не решались заявить об этом вслух, когда страна была столь прозападной, сегодня празднуют победу. Они могут открыто выражать свою симпатию северному медведю. Однако грузинский народ помнит старую пословицу - когда тебя хватает медведь, назови его папашей (when the bear grabs you call him daddy). Они видят Запад в роли охотника, который должен убить медведя и таким образом спасти жертву, однако охотник только размахивает анти-медвежьими лозунгами вместо того, чтобы направить на него ружье.

Будет ли для страны благотворно, если одна иллюзия окажется заменена на другую? В романтическом воображении грузин, если они станут хорошими мальчиками в глазах России, Москва откроет нам свои объятия, сердца российских политиков растают, и мы снова станем лучшими друзьями. Таким образом, спорные грузинские территории будут возвращены нашими новыми преданными друзьями вместе с букетами цветов. Создание подобной иллюзии - это либо глупость, либо умышленная попытка окончательно уничтожить грузинскую государственность. У нас нет готового рецепта для восстановления отношений с русскими, но где-то по ходу дела среди его ингредиентов должны оказаться и действительность и принципы.