У КТЖ своя "песочница" - вход для зернотрейдеров платный!

На модерации Отложенный

 

 

ИА «Казах-Зерно» уже писало о том, что если какой-либо зернотрейдер попадет в немилость руководству АО «НК«Казахстан темир жолы» (КТЖ), подача зерновозов ему не светит.

Причем  это не частный случай, это система, говорят трейдеры. Без дополнительных финансовых вливаний сверх официальных тарифов и издержек, наверно, по назначению не отправился еще ни один зерновоз. Альтернатива этому - «свой» человек в КТЖ. Отгружать зерно на законных основаниях - это что-то из области фантастики, поскольку на протяжении не одного десятка лет Казахстан испытывает дефицит зерновозов. И именно это служит благодатной почвой для «левого» бизнеса железнодорожников.

А вот и частный пример того, как трейдер, отказавшийся платить по 200 долларов за каждый зерновоз, не может получить ни одного вагона. Причем случай этот произошел не в одной из главных зерносеющих областей, где огромный поток зерноперевозок, а на небольшой станции Павлодарской области.

С августа трейдерская фирма «Бамбек» не может отгрузить зерно со станции Енбекшильдер. Сначала руководству компании говорили - до 20 августа перевозит зерно Продкорпорация, свободных вагонов не будет, а потом - пожалуйста, поставку зерновозов обеспечим. Затем пообещали поставить зерновозы в период с 1 по 5 сентября. 
«Обеспечим, обеспечим, обеспечим…». Все это время без лишних проблем директор элеватора подписывал менеджеру «Бамбека» заявки. Но поскольку железная дорога не предоставляла вагоны, согласование планов погрузки зерна на элеваторе все время приходилось отодвигать.

И каково же было удивление менеджера «Бамбека», когда в начале сентября подали вагоны другой трейдерской фирме, заявки которой на элеваторе были согласованы на середину сентября (соответствующие документы, кстати, в редакции издательства имеются). И кто поверит, что это было сделано без вмешательства заинтересованных лиц из КТЖ?!

Кстати, сотрудникам «Бамбека» стало известно, что еще 2 сентября вагоны стояли на запасных путях, но им их не подали. Выходит, железнодорожники ждали, пока НУЖНАЯ фирма согласует заявку на элеваторе?!

Корреспондент агентства пытался выяснить, почему же «Бамбек» никак не может получить 15 зерновозов.

Представители КТЖ, в том числе и начальник станции Енбекшильдер, говорят, что виной всему элеватор. А директор элеватора (ТОО «Агрофирма Кенащы») с этим категорически не согласен. А самому трейдеру, как он говорит, в неофициальной беседе железнодорожники дали понять, что есть указание «сверху» вагоны ему не подавать. Корреспондент агентства связался по телефону со всеми участниками этого конфликта: и с сотрудниками «Бамбека», и с директором элеватора, и с начальником станции Енбекшильдер, и с заместителем директора по грузовой и коммерческой работе Павлодарского отделения КТЖ, и с представителем головного офиса КТЖ.

Смысл всех этих переговоров сводится к тому, что все пытаются переложить ответственность друг на друга. Железнодорожники, естественно, не признают, что есть указание руководства не давать зерновозы «Бамбеку» и что они вымогают с трейдеров по 200 баксов за вагон. Директор элеватора тоже утверждает, что не по его вине очередь «Бамбека» на погрузку зерна «подвинула» другая фирма.

Однако кое-кто по ту сторону телефонного провода все-таки проговорился. Так, начальник станции случайно сказал, что из Астаны было указание подать зерновозы сначала другой трейдерской компании (сотрудники которой, кстати, поделились с коллегами из «Бамбека», что для этого просто заплатили железнодорожникам по 200 долларов за вагон). А директор элеватора обмолвился, что ему железнодорожники предлагали взять вину за сложившуюся ситуацию на себя.

Так, директор элеватора Темиргали Шагалиевич Валиев прокомментировал ситуацию таким образом:
- Погрузки сейчас идут, в среднем по 15 вагонов в день. Кто нам поставляет вагоны - мы тем и грузим. Мы еще никому не отказали. И грузится не только Продкорпорация, но и много частников. Продкорпорация приходит, 3-4 тысячи грузит и уходит, в это время частники грузятся.

В КТЖ почему-то все время «Бамбек» отодвигают, а запускают других. По десять раз переставляют вагоны - то одним, то другим. Делается ли это по чьей-то указке - не знаю, я только за элеватор могу отвечать. Вагоны подали - нужно было «Бамбеку» грузить, а позвонили и сказали загружать «НУР-касу», у которого погрузка на этот период не была согласована.

И на меня можно сослаться - я готов из КТЖ с любым поговорить. На каком основании они на меня ссылаются? Это крайне непорядочно. 

Вот у меня был менеджер из «Бамбека», я сказал: сейчас идут вагоны - загружайтесь. А мне звонят из КТЖ и говорят: грузите «НУР-касу». Почему так? - молчат. Почему не «Бамбеку»? - молчат. А утром мне кое-кто сказал: давайте сошлемся на элеватор. Я сказал, ребята, на меня не надо ссылаться. Кто поставляет вагоны - я тем и гружу.

Получается, кто-то в КТЖ лоббирует интересы других. Еще раз скажу - исходит от КТЖ. Я так понял уже. 

Между тем, «перевести стрелки» на элеватор попытался заместитель директора по грузовой и коммерческой работе Павлодарского отделения железной дороги Амангельды Карымсакович Токжуманов, сказав:

- Сейчас вагоны подаются компаниям по очереди и отгрузки со станции Енбекшильдер идут.  Что касается того, что отодвинули очередь «Бамбека» - там с элеватором нужно разобраться. Зерно же грузят по различным направлениям, по качеству. Я же не могу за качество отвечать. Вагоны есть, вагоны подаем. Это директор элеватора должен решать, кого грузить. Он же подписывает заявки. Он определяет очередность погрузки.
До этого никто не жаловался, все грузили. У элеватора проблемы, правда, были. Иногда зерно не того качества закачает - выгружали, снова загружали. И сейчас, может, зерно по качеству не подходит…
Начальник станции Енбекшильдер Жаслан Халилович Беспалинов причиной сложившейся ситуации сначала назвал нехватку вагонов. 

- Вагонов мало. Все просто. Позвонили и сказали грузить «НУР-касу». А я тут не решаю. Я заявляю вагоны, но говорят, что в наличии нет. Вот пришло вагонов двадцать «НУР-касу» - они грузят.

На вопрос корреспондента, почему вышеназванной компании подали вагоны раньше «Бамбека» - ведь он в очереди стоял первый, Жаслан Халилович ответил:

- Пришло указание сверху. 

И тут, видимо, начальник станции понял, что ляпнул не то. Получается, есть все-таки лоббирование руководящим составом КТЖ чьих-то интересов. Поэтому далее Ж. Беспалинов продолжил:

- У «НУР-каса» была согласована заявка на 6 сентября, вот в этот день им и подали вагоны.
А в редакции информагентства, как уже говорилось выше, есть документы, подтверждающие, что заявка этой компании согласована на гораздо поздние сроки! 

О том, что с трейдеров требуют по 200 долларов за вагон, Жаслан Халилович, как он говорит, не знает и первый раз слышит. А в заключение разговора выразил надежду, что «Бамбеку» вагоны все-таки подадут. Когда-нибудь…
 А. Токжуманов также попытался опровергнуть сведения о том, что с трейдеров берут по 200 долларов за вагон: «Не может такого быть. Мы всех начальников станций предупреждаем, чтобы такого не было, такие дела не проворачивали.  Мы-то знаем, что это такое и чем пахнет…». И на железной дороге, по его словам, никогда не было и нет, чтобы устраивали какие-то препоны трейдерам.

 Но ведь иного объяснения тому, что можно подать зерновозы без согласованной заявки на элеваторе только за приличное вознаграждение, просто в голову не приходит. 

Корреспонденты ИА «Казах-Зерно» поинтересовались мнением на этот счет у других зернотрейдеров из разных регионов Казахстана. Кто-то сказал, что таких проблем с КТЖ нет, кто-то признал, что приходится платить, но меньшую сумму. А некоторые просто удивились:

- Интересно, такая ситуация из года в год, а сейчас только заговорили об этом! Хотя пока не заговоришь - с места никто не сдвинется.

-  КТЖ искусственно нагнетает ситуацию, чтобы лишний раз заработать на трейдерах.

- У нас настолько коррумпировано все, что даже не знаю, чем это все закончится. Знаю одно - в КТЖ всегда найдут, что сказать. Точнее, они уже сказали, что дело в Продкорпорации, а так как Продкорпорация относится к почти государственным организациям, я не думаю, что особый шум поднимется, но я поддерживаю «Бамбек».

- Они там, в КТЖ, вообще, ох... извините за выражение, - по-другому не скажешь. Двести долларов - это ужас!

- Советуем с такими вопросами обращаться в органы, они точно скажут - есть или нет взяточничества в КТЖ!

Что же делать сейчас «Бамбеку»? Как все-таки получить 15 зерновозов?

В столичной конторе КТЖ корреспонденту ИА «Казах-Зерно» вообще предложили чуть ли не самому разгружать вагоны. В эти дни в Енбекшильдер направлялось 70 груженых зерновозов. Директору элеватора и начальнику станции дали задание организовать ускоренную работу по их разгрузке - по 25-30 вагонов в сутки, и подавать их под погрузку трейдерам. Ночью разгружать, днем загружать… Трейдерам (а заодно и корреспонденту) все это время рекомендуется бдительно следить за грузчиками, чтобы не пили, привлечь своих грузчиков, с улицы. 

Работать в тесном контакте с начальником станции и представителями Павлодарского отделения дороги. А если они технично будут посылать «Бамбек» на три буквы, тогда нужно звонить в КТЖ в Астану.
Также порекомендовали «взять директора элеватора за бороду, чтобы не ссылался на сломанные механизмы или пьяных грузчиков»…

Масла в огонь разгорающегося конфликта между трейдером и железнодорожниками добавил объявленный вечером 8 сентября КТЖ запрет на экспорт зерна в Таджикистан в казахстанских вагонах. И вот совпадение: именно туда «Бамбек» собирался отправить 15 вагонов зерна! 

И теперь компания не просто не может обеспечить своего клиента в Душанбе зерном, а еще и теряет огромные деньги. По подсчетам главного бухгалтера, на покупку пшеницы,  услуги элеватора, оформление документов, командировочные расходы, оплату тарифов уже израсходовано около 40 миллионов тенге… А сколько предстоит потратить еще, если ситуация не примет иной оборот?!

«Бамбек» заключил спецификацию к контракту на поставку 15 тысяч тонн пшеницы. И вот отправка первой тысячи сорвалась. Уже более двух месяцев тысяча тонн никак не уйдет по назначению. Партнеры трейдерской компании, вполне возможно, сомневаются в деловых качествах «Бамбека», а может, уже подумывают над тем, чтобы прекратить сотрудничество… Таким образом, и контракт находится на грани срыва, и деньги потрачены впустую, и деловая репутация в целом под угрозой.

Руководитель «Бамбека» неоднократно пытался попасть на прием к управляющему директору по перевозочному процессу АО «КТЖ»  К.Е. Альмагамбетову. Безрезультатно. А почему именно к нему? Ответ прост: руководство «Бамбека» обошло все инстанции, пытаясь добиться подачи вагонов. Никто конкретики в этот вопрос внести не мог. Главе трейдерской фирмы говорили: нам нужно позвонить начальству, приходите завтра - дадим ответ. В итоге никто из представителей КТЖ проблему не решил, все «ниточки» ведут к Канату Есмухановичу, нужна его команда. Как только он даст добро – трейдер и зерновозы получит.

На протяжении нескольких дней руководитель «Бамбека» обивал пороги приемной Альмагамбетова. А буквально сегодня, когда он пришел на прием уже без всякой предварительной записи, у Каната Есмухановича оказалось «слишком много дел, ему некогда». Однако трейдеру удалось встретиться с его помощницей Галией Мажитовной Сундетбаевой, которая дипломатично дала понять, что К. Е. Альмагамбетов не желает видеть руководство «Бамбека». Якобы у него на столе лежат все жалобы «Бамбека» в различные ведомства и средства массовой информации, а после этого - какой разговор?!

Одним словом, руководящие работники КТЖ просто не желают идти на контакт и избегают прямого разговора, прикрываясь большим объемом работы. А трейдер возмущен: срывается контракт на сумму более 3 миллионов долларов, более месяца лежит экспортный товар на 40 миллионов тенге, а чиновнику «просто некогда» с ним встретиться! Вот уж кому отечественный бизнес «по одному месту»!

Тут поневоле начнешь сомневаться: что это - полоса невезения или заговор железнодорожников против мелкого трейдера?

Редакция будет следить за развитием событий. И не будет удивительным, если через некоторое время компании «Бамбек» просто не станет. Ее сотрудники опасаются, что после огласки сложившейся ситуации КТЖ не даст работать - будет и дальше изыскивать различные причины, чтобы не подавать вагоны. Но что самое печальное - таких небольших трейдерских компаний в стране много, но они предусмотрительно помалкивают, находят средства на «подмазывание» нужных людей, иначе работа просто не будет двигаться.

Мнение эксперта ИА «Казах-Зерно» Алимбека Габитова: 

- Ей богу, как в детском саду. Чиновник высокого ранга обиделся на трейдера, надулся и теперь не хочет с ним встречаться, а заодно и давать разрешение на подачу зерновозов. Если посмотреть в суть дела, по-видимому, эта ситуация является фрагментом общего усиления конкурентной борьбы на рынке экспорта зерна, наезда на мелкий и средний трейдерский бизнес со стороны крупных зерновых операторов, в том числе и с государственным участием. А, как известно, в конкурентной борьбе все средства хороши, в том числе и административный ресурс. Таких мелких и средних фирм в Казахстане более ста и большинство из них в той или иной степени испытывает затруднения в деловых контактах с КТЖ. У крупных компаний, а тем более у Продкорпорации, таких проблем никогда не возникает и возникнуть не может в принципе. Для усиления конкуренции есть множество причин. Во-первых, в этом году в Казахстане будет значительно меньше зерна, а с учетом тех 2 млн. тонн, которые закупит Продкорпорация для внутренних потребностей страны и потребностей мукомольной промышленности, ориентированной на экспорт, его будет еще меньше. Для всех желающих заработать на экспорте зерна его явно не хватит.

Во-вторых, благоприятная конъюнктура цен на мировом рынке, усиленная российским зерновым эмбарго. Все это делает торговлю зерном чрезвычайно прибыльным занятием. А как говорил еще основоположник своего учения господин Карл Маркс, активность капитала растет в прямой зависимости от уровня прибыльности какого-либо занятия.

В-третьих. КТЖ вводит запрет на оправку казахстанских вагонов в Таджикистан, ссылаясь на трудности транзита грузов через Узбекистан, хотя этих трудностей относительно зерна и продуктов питания нет и в помине. А в данной ситуации Таджикистан и Афганистан становятся важнейшим направлением экспорта, поскольку в южном направлении сейчас отгрузок в Иран нет,  в Узбекистане свой неплохой урожай. Именно Таджикистан обслуживали традиционно средние трейдеры, поскольку объемы поставок в эту страну по сравнению с другими направлениями были не так высоки.

Контракты на поставку в Таджикистан летят в тартарары. Зернотрейдеры теряют деловую репутацию, деньги, а возможно, и сам бизнес. Запрет, тем не менее, нельзя обосновать форс-мажором, поскольку государственного официального запрета нет.

Сегодня в такую ситуацию попала фирма «Бамбек», завтра в похожей ситуации окажется другая фирма. За каждой фирмой - сотрудники, за сотрудниками - их семьи. Стоит ли вообще говорить после этого на каждом совещании о поддержке отечественных экспортеров? Давайте обидимся друг на друга и будем каждый играть в своей песочнице.


Олеся Корнева

с автором можно связаться по адресу:

kazakhzerno.ans@gmail.com