Кто вытягивает соки из АПК Казахстана?

На модерации Отложенный

Благородный труд крестьян год от года вознаграждается всё хуже. Несмотря на то, что аграрии нарабатывают опыт и внедряют современные технологии, весь прирост производительности съедают многочисленные «партнеры». Получается в точности по пословице «Один с сошкой, а семеро с ложкой».

Казахстан уверенно вышел на стабильное производство зерна по 22 - 23 млн тонн ежегодно, вне зависимости от природных условий. Засухи и избыточная влажность, нашествие вредителей и развитие болезней - со всеми этими напастями научились справляться отечественные аграрии. Но, к сожалению, оказались бессильны перед «паразитами» другого характера - теми, кто должен помогать им вести аграрный бизнес, а на деле пользуется чужим трудом в своих интересах, снимая сливки.

Не секрет, что в 2017 году рентабельность производства пшеницы в Казахстане опускалась до 5% из-за давления на рынок страны рекордных урожаев в России. В 2018 году цены вроде бы чуть подросли - но тут же выросли издержки. И рентабельность снова снизилась до минимума.

Самый яркий пример - поставщики дизельного топлива. Кажется, обуздать их аппетиты не в силах вообще никто. И крестьяне для них - беззащитная жертва, которую можно обдирать до полусмерти. У всех в памяти недавние «приключения» наших переработчиков нефти, которые, как по заказу, встали «на профилактику» аккурат к моменту начала полевых работ. Под эту марку на рынке возникал ажиотажный спрос, и цены на солярку взлетали. Сейчас дефицита нет, но это не мешает топливу дорожать опять же к моменту сева и уборки: у всех в памяти скачок прошлым летом.

Кажется, еще недавно литр дизельного топлива стоит менее 100 тенге. Сегодня он «улетел» за 200. Специалисты говорят о простых экономических расчётах, показывающих, что успешно развиваться сельское хозяйство может, когда соотношение цены  топлива и зерна составляет 1:3. То есть, когда тонна солярки стоит столько же, сколько три тонны зерна. В последние годы это соотношение 1:5, что просто-напросто вытягивает из АПК все соки: самое сладкое достаётся торговцам сырьём, а не тем, кто проливает пот в поле, чтобы прокормить страну, создать рабочие места на селе, обеспечить заказами смежные секторы экономики.

Кстати, не в этом ли причина того, что собственное сельхозмашиностроение в Казахстане никак не встанет с колен? Отечественные производители готовы наладить выпуск, если не современных тракторов и комбайнов, то хотя бы навесного оборудования и расходников. Но им нужны предварительно оплаченные заказы. Но такой роскоши крестьяне себе позволить не могут - вот и остаются в плену либо у поставщиков импортной техники, которую можно взять в лизинг, либо ежегодно латают свои старые, давно отработавшие нормативный срок агрегаты.

Это съедает огромные суммы каждый год в момент подготовки к страде. А учитывая, что поставщики импортных машин и запчастей очень чётко индексируют свои цены в привязке к курсу доллара и евро, расходы эти растут с каждым новым обвалом тенге - именно это случилось очередной раз в августе 2018.

Из той же оперы - индексация цен на минеральные удобрения, средства защиты растений и прочую агрохимию. И - еще одна брешь в карманах крестьян.

Расходы крестьян постоянно множатся. А вот доходы - стоят на месте. Перепроизводство зерна на внутреннем рынке не позволяет ценам расти. Более того, обрушивает их каждую осень, в момент массовой уборки урожая. Особенно, если хлеб уродился и у соседей в России. Собственная переработка поддержать крестьян не в силах, поскольку так уж сложилось, что мука - товар социальный, и рост цен на него ограничен. Надежд на экспорт тоже нет. Ведь Казахстан не имеет выхода к морю, поэтому вынужден отгружать зерно и муку по железной дороге. Тут тарифы тоже ежегодно растут и по причине привязки в валюте, и по причине узости транспортных коридоров.

Да, Минсельхоз Казахстана в последнее время обратил внимание на эти вопросы. Глава государства не случайно ставит вопрос о необходимости развития собственной сельхозпереработки, что позволит повысить внутренний спрос, избавится от излишков, снизить транспортные расходы, повысить добавленную стоимость конечной продукции. Также идёт работа по открытию новых рынков сбыта, прежде всего, Китая, заинтересованного в экологически чистой сельхозпродукции из Казахстана.

Но наученные горьким опытом крестьяне задаются вопросом: раз проблема низкой рентабельности у нас системная, не возникнут ли новые факторы, не присосутся ли к их труду новые «паразиты», всё так же вытягивающие из отрасли соки и не позволяющие ей развиваться и обеспечивать процветание всем занятым?

Как выйти из этого замкнутого круга, никто из крестьян ответа не знает. Словно неодолимые внешние силы взяли аграриев в рабство и нещадно используют ради своей корысти.

Кто они и как избавиться от них? Если кто-то из читателей ИА «Казах-Зерно» знает ответ на этот вопрос, просим присылать рецепты избавления крестьян от «паразитов» к нам в редакцию. АПК давно нужна ударная доза лекарства, которая позволит поставить на ноги измученного пациента и даст ему жить достойно.