Кто спасет аграрку Казахстана

На модерации Отложенный

В канун Нового года аграрное ведомство Казахстана возглавил Умирзак Шукеев. Вдобавок к портфелю министра сельского хозяйства РК он получил также должность вице-премьера. Все это говорит о том, что руководство страны отводит АПК роль драйвера экономики и ожидает структурных реформ в перспективной отрасли. Однако уже первые серьезные шаги нового главы заставляют сомневаться, что в тихом омуте что-то изменится.

Спрос и предложение

Минувший аграрный сезон в Казахстане прошел под знаком жесткой линии на диверсификацию и уходу от засилья пшеницы в агросекторе страны, напоминает собкор издания «КазахЗерно.kz». В принятой в феврале Государственной программе развития АПК РК на 2017 - 2021 годы прописаны целевые индикаторы в этом отношении: за пять лет снизить площади под самой популярной сельхозкультурой с нынешних 64 % до 46%. Так что был оформлен окончательный отказ от погектарки на пшеницу, а также финансирование сева на этот вид зерна через «АКК» выдавалось в последнюю очередь.

При этом, Минсельхоз не уставал повторять - в России пшеницы производится всё больше, а значит, с реализацией своего урожая казахстанским аграриям будет всё сложнее. Лучше как можно активнее переходить на другие культуры - фураж, кормовые, масличные, бобовые.

Однако, по объективным и субъективным причинам, основная масса крестьян отсеялась по старинке. Так что зерна собрали почти столько же, сколько годом ранее. Плюс к тому, Россия увеличила урожай с прошлогодних 110 млн. до 130 млн. тонн. Что в итоге? Затоваренные склады мукомольных компаний, переполненные зернохранилища, нехватка вагонов  - и полный паралич рынка. Крестьяне остались со своей пшеницей один на один - покупать ее желающих не было.

Союз фермеров Казахстан начал обивать правительственные пороги с просьбой закупить у крестьян зерно в ресурсы «Продкорпорации». На что получил внятный и обоснованный ответ - государство не обязано обеспечивать бизнесу сбыт. Тем более, всех заранее предупреждали, что пшеница может остаться невостребованной. Бизнес есть бизнес - не вписался в баланс спроса и предложения, значит, прогорел по собственной вине.

Смена линии

И как раз тут случилась смена министра сельского хозяйства. Аграрии страны замерли в ожидании первых шагов нового главы ведомства. Что в его планах?

Если смотреть на долгосрочные перспективы аграрного сектора страны, то ситуация требовала сохранить жёсткую позицию и позволить крестьянам до конца пройти этот путь - с нереализованной пшеницей на руках. Ведь сельчане в большинстве своём люди инертные, ко всему новому относящиеся с недоверием. И заставить их перейти на новые культуры можно, только поставив их перед лицом неизбежности. То есть, вот твоя никому не нужная пшеница. Ну, или нужная, но приносящая минимальную прибыль. А вот возможности выращивать ячмень, нут или подсолнечник, и получать больше и без лишних проблем. Испытав на своем кармане крах зернового рынка, крестьяне были бы вынуждены сделать нужный выбор.

Но крах оказался отложен - правительство приняло-таки решение закупить 2 млн. тонн пшеницы по 42 тыс. тенге за тонну. Эта цена существенно выше рыночной. Значит, рыночных механизмов регулирования в отрасли как не было, так и нет. И рассчитывать на развитие в этой ситуации по-прежнему невозможно.

А самое опасное, что за этим реверансом в сторону зерновиков могут последовать и другие шаги, которые законсервируют нынешние проблемы отрасли. Мы их хорошо помним - все та же погектарка, поступавшая в карманы и без того богатых хозяйств. Все та же поддержка за государственный счет неэффективных, вязнущих в долгах аграрных гигантов. Все то же субсидирование транспортных расходов на экспорт зерна. Бюджет аграрной отрасли не резиновый. И если деньги вновь потекут прежними ручейками, то без финансирования (и без развития) останутся такие ключевые сектора, как сельхозпереработка и развитие сельхозмашиностроения. Придется отказаться от планов по расширению площадей применения минеральных удобрений и субсидирования качественных семян - на поддержку этих направлений просто не будет денег.

И, конечно, теперь уже ничто не заставит крестьян активно диверсифицировать посевные площади. Ведь им в очередной раз показали - в любом случае, государство вас вытащит из трясины.

Старые грабли

Специалисты аграрной отрасли с сожалением говорят о том, что Умирзак Шукеев, несмотря на весь свой опыт, совершил стратегическую ошибку, согласившись на закуп пшеницы. В краткосрочном плане - да, напряженность в агросекторе снята. Но в долгосрочной перспективе ничего не поменяется, и проблемы будут возвращаться, от сезона к сезону становясь все острее.

- Покупать зерно за счет государства по ценам выше рыночных - это наступать на старые грабли, - говорит эксперт ИА «Казах-Зерно». - Делать это означает поддерживать иждивенческие настроения у крестьян и давать им понять - ничего менять не надо, все и так будет хорошо. При этом надо понимать, что средняя себестоимость пшеницы в прошлом сезоне была порядка 28 тыс. тенге за тонну. Так что даже если бы крестьяне продали ее по существующей на рынке цене в 35 тыс. тенге, они остались бы  в плюсе. Зачем было тратить государственные деньги?

Что касается бюджетных вливаний в отрасль, то есть более грамотные варианты, за примерами которых далеко ходить не надо. Выращивание высокодоходных культур (в противоположность низкорентабельной пшенице) позволили поднять агросектор как в отдельно взятых хозяйствах, так и в целых странах.

Начнем с малого. Широко известным примером успешной диверсификации аграрного бизнеса недавно стал подмосковный «Совхоз имени Ленина», директор которого Павел Грудинин выдвинут на выборах президента РФ кандидатом от КПРФ. Конечно, после этого бизнес Грудинина вдоль и поперёк был изучен журналистами.

Выяснилось, что директором совхоза молодой инженер-механик был избран в 1995 году. С этого момента началось стремительное развитие предприятия. Благодаря близости к Москве с ее огромным рынком, в хозяйстве сконцентрировались на выращивании ягод, клубники и земляники. Продажа части земель, не пригодных для аграрного бизнеса, позволила расплатиться с прежними долгами и вложиться в современные агротехнологии. Сейчас в совхозе почти 2 тыс. гектаров мелиорированных земель. Это позволяет ему выращивать треть всей клубники, производимой в России! Кроме того, здесь содержат  стадо из 800 дойных коров, а молоко поставляют производителям йогуртов.

Зарплаты у рядовых сотрудников под 80 тыс. рублей, поселок приведен в идеальный порядок. Например, детский сад совхоза признан лучшим в Подмосковье. Желающих работать в Грудинина - 15 человек на место. Но свободных вакансий нет. Оно и понятно, ведь, помимо достойных зарплат, работникам совхоза полагается множество льгот, так что сами жители говорят: «Мы живем лучше, чем в СССР».

Крупный пример - это Польша. Страна в течение 10 лет сумела сделать рывок в аграрном секторе, сконцентрировавшись на выращивании  яблок. Сегодня Польша входит в тройку крупнейших производителей этих фруктов, а по объему экспорта занимает первое место в мире. Причём, даже санкционная война России и ЕС не сказалась на объемах отгрузки за рубеж. В Россию до введения продуктового эмбарго в 2014 году попадало 55% всего польского экспорта яблок - около 676 тыс. тонн. Это 22% от всего урожая яблок в стране. В 2015 году экспорт сократился почти на 300 тыс. тонн, однако уже в 2016 году объемы практически восстановились: после закрытия российского рынка объем в 539 тыс. тонн был перенаправлен в другие государства.

Яблочный пример

Тут самое время вспомнить, что именно Казахстан, нынешняя Алматинская область - родина яблок.

Тут произошло окультуривание этих деревьев, отсюда родом лучшие сорта. Но все это - в далёком прошлом.

Судите сами: в Польше благодаря применению технологий интенсивного садоводства получают от 70 до 100 тонн яблок с гектара. В Казахстане речь о таких результатах близко не идет. Даже центры садоводства страны в Павлодарской и Южно-Казахстанской областях достигают урожайности на уровне  25 - 30 тонн с гектара. В среднем же по стране она и вовсе чуть выше 7 тонн с гектара.

Так что, об экспорте говорить не приходится. Согласно официальной статистике, в 2016 году Казахстан экспортировал всего 404 тонны яблок. Часто казахстанская продукция не устраивает крупные торговые сети по качеству: там требуют плоды одинаковых размеров и цвета. Казахстанские садоводы этого пока предложить не могут.

Чтобы добиться повышения объема и качества урожаев казахстанских яблок, необходим целый комплекс мер: выбор подходящих для садоводства почв, посадка саженцев хороших сортов, применение средств защиты растений, внесение удобрений, квалифицированный уход за деревьями.  Но для этого нужны инвестиции. Причём, не только в производство, но и в инфраструктуру транспортировки и хранения, которая пока в Казахстане тоже очень слаба.

В Польше мощную поддержку садоводству оказало правительство. Выплачивались субсидии на производство и транспортировку, бюджет софинансировал новые проекты, внося 70% при 30% вложении инвестора.

- Неужели Казахстану нельзя перенять польский пример? - говорит эксперт ИА «Казах-Зерно». - Если говорить о климате, на юге Казахстана он намного благоприятнее, чем в Польше. Кроме того, потенциальные рынки сбыта рядом - это и Россия, и Китай, и Иран, и страны Центральной Азии. Причем, яблоки - это только пример. Есть масса других культур, которые Казахстан мог бы производить вместо пшеницы. Вопрос только в участии государства. Но у нас о таком подходе, как в Польше, с ее 70-процентным софинансированием, никто и не мечтает. А почему? Есть же деньги у страны! И они либо вкладываются в американские ценные бумаги под низкий процент, не принося никакой пользы развитию экономики страны. Либо вообще теряются! Вспомните все эти скандалы с миллиардами, которые вывезли олигархи. Вспомните миллиарды из пенсионного фонда, потерянные в банке в Азербайджане. Вспомните недавний арест $22 млрд. из Нацфонда РК, арестованные в Америке. Как можно так бездарно разбрасываться деньгами, которые можно было бы вложить в своей стране? Пусть совладельцем этих проектов, подержанных за счет бюджета, будет тот же «КазАгро». Но если наше правительство пойдёт на это, тут же из-под земли появятся иностранные бизнесмены и принесут инвестиции, которые мы так ждем. А сейчас они интересуются, чем можно заняться. Им говорят: зерном. И всё, интерес пропадает - зерна сейчас много, оно дешевое, и это никому не интересно.

Грузинский миф

В недавнем Послании народу Казахстана Президент РК поручил в течение 5 лет увеличить производительность труда в АПК и экспорт переработанной сельхозпродукции как минимум в 2,5 раза.

Если кому-то задача покажется невыполнимой, то вот еще один пример из недавнего прошлого: в 30-х годах прошлого века объём сельскохозяйственного производства в Грузии вырос по сравнению в 2,5 раза. Этого удалось добиться благодаря принципиальному изменению структуры сельского хозяйства в пользу выращивания высокодоходных культур субтропической зоны. Грузинское крестьянство стало наиболее зажиточным в стране.

Что интересно, реформы провел никто иной, как Лаврентий Берия, к которому прочно приклеился ярлык палача. Однако, ряд историков на основе анализа документов делает вывод, что образ этого человека был незаслуженно очернён во времена Хрущева, который как раз с Берией и столкнулся в борьбе за власть после смерти Сталина.

В частности, этой версии придерживается Елена Прудникова, российский журналист-историк, тираж книг которой превышает 100 тыс. экземпляров. Она специализируется на опровержении исторических мифов. В том числе, из-под ее пера вышла и книга с говорящим названием: «Гений менеджмента 20 века. Лаврентий Павлович Берий».

Так вот, Лаврентий происходи из семьи бедного грузинского крестьянина. Мать рано овдовела, жила тяжело. Но смогла найти возможность отдать сына учиться, поскольку мальчик отличался способностями. К началу революции Лаврентий успел закончить училище и поступить в архитектурно-строительный техникум в Баку. Придерживался большевистских взглядов, поэтому начал работать в Бакинском совете. Со временем стал сотрудником сначала азербайджанского, потом грузинского ОГПУ (Объединённое государственное политическое управление при Совете народных комиссаров СССР).

- Поскольку человеком он был талантливым, ответственным и грамотным, что в те времена встречалось нечасто, то по служебной лестнице он двигался быстро, - рассказывает Елена Прудникова. -  К концу 20-х годов он стал полномочным представителем ОГПУ в Закавказье. Но жизнь чекиста ему не нравилась - он всю жизнь мечтал стать архитектором, умел и любил строить. Поэтому в 1931 году Сталин, который искал талантливых организаторов, поставил Берию на пост хозяина всего Закавказья - секретарем компартии региона, включавшего Грузию, Армению и Азербайджан. И Берия начал поднимать экономику. И когда в Советском Союзе позже стали говорить, что Грузия, Армения и Азербайджан самые богатыре республики в стране, надо понимать, что они не от царя такими пришли, а их такими сделал Берия за несколько лет своей работы. Мой друг-историк называл Берию одним из трех величайших менеджеров 20 века наряду с Генри Фордом и Билом Гейтсом. Но я считаю его номером один.

Не профукать АПК

В подтверждение своих слов Елена Прудникова приводит реформу сельского хозяйства Грузии, которую провел Берия. Изначально оно было глубоко убыточным. Урожаи тут собирали неплохие, но самой плодородной земли было мало. Тогда Берия решил сделать ставку на дорогие культуры - табак, чай, мандарины. А от выращивания зерна отказались - его было проще купить в России. Развивая именно эти направления, колхозы в Грузии к концу 30-х годов стали настолько богаты, что крестьяне шли в них сами - загонять их не требовалось. Условно говоря, до Берии дерево мандарина в год приносило 100 плодов, а благодаря внедрению передовых агротехнологий, стало приносить 1000. И подобных примеров приводится множество.

- Конечно, были преференции, было финансирование, - отмечает Елена Прудникова. – Но, извините, любую поддержку можно и профукать, как часто мы видим сегодня. Берия же направляемые из Центра деньги использовал с толком и получал колоссальную отдачу. В этом его помогало его ноу-хау: он всегда работал со своей проверенной командой. То есть, своих коллег-чекистов он забрал из ОГПУ и поставил на ключевые посты. Это позволило ему работать быстро и чётко.

Похоже, что именно такого жёсткого и принципиального реформатора и не хватает сельскому хозяйству Казахстана. Переход к выращиванию высокодоходных культур, развитие глубокой переработки, экспорт готовой продукции вместо сырья - все эти вопросы обсуждаются годами, но так и висят в воздухе. И страна теряет даже те позиции, которые некогда с трудом завоевала. Смотрите, уже упущено лидерство в экспорте муки, и Казахстан выпал даже из первой пятёрки! Как это можно было допустить? Про экспорт мяса никто уже и не вспоминает - его даже для покрытия внутренних потребностей не хватает, несмотря на миллиарды, потраченные на проект повышении экспортного потенциала. А все потому, что миллиарды эти - профукали.

Пусть это прозвучит жёстко, но агросектору РК нужен современный «Берия» - только он сможет выполнить те задачи, которые стоят пред отраслью.  Иначе сельскому хозяйству хана.