«КазАгро» захватил в заложники 77 тыс. крестьян

На модерации Отложенный

Реакция на критику Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева последовала из НУХ «КазАгро». Председатель правления холдинга Ербол Карашукеев рассказал о трех первоочредных задачах, которые он намерен решить для недопущения дефолта. Напомним, что аудиторы увидели признаки приближающегося краха уже по итогам нынешнего года. 

Козлы отпущения

Как сообщает пресс-служба холдинга, Международная аудиторская компания КиПиЭмДжи(KPMG) завершила комплексную независимую оценку финансового состояния и деятельности АО «НУХ КазАгро». Кстати, ревизия была начата по инициативе нового правления, а ее результаты представят единственному акционеру холдинга (100% «КазАгро» принадлежит государству).

При этом, разочаровывает главный вывод, который из результатов проверки уже сделало правление: причиной финансового провала (убытки почти в 400 млрд тенге за все время существования) называется… турбулентность на финансовом рынке Казахстана в период 2013-2017 годов, связанная с девальвацией тенге и дефолтом ряда банков, кредитующих аграрно-промышленный комплекс страны. Мол, холдинг оказался не готов к негативным событиям, много заняв на зарубежных рынках в долларах и евро. И как следствие, понес значительные убытки.

Вывод вроде бы и правильны, но очень поверхностный. Если глянуть чуть глубже, то очевидно, что крах «КазАгро» объясняется изначальной ущербностью всей конструкции, которую создал Асылжан Мамытбеков, а потом нещадно эксплуатировал более 10 лет на пользу карманам ограниченного круга лиц. А никак не на благо развития АПК РК (несмотря на то, что миссией «КазАгро» обозначалось именно это), передает собкор «КазахЗерно.kz».

То есть, холдинг пришел к простой схеме – взять где-то дешевые деньги (госбюджет, карманы простых казахстанцев (ЕНПФ, ГФСС) или иностранный заем) и выдать крестьянам под бешеный процент ради прибыли, но никак не ради приданию импульса сельскому хозяйству страны.

Косметический ремонт

«Глава государства совершенно справедливо озвучил критику в адрес «КазАгро», акцентировав внимание на необходимости его решительного реформирования», — признает Ербол Карашукеев в сообщении своей пресс-службы. И обозначает три направления, по которым необходимо двигать срочные изменения для решения проблемы убыточности и низкой эффективности.

Однако, предложенные им меры – очередной «косметический ремонт», не затрагивающий ущербной системы, заложенной в основу холдинга. То есть, новый председатель правления предлагает, во-первых, «разработку и принятие срочных мер по стабилизации финансового положения холдинга». В рамках данной работы холдинг в конце мая текущего года уже погасил всю свою валютную задолженность. Колебания курса тенге теперь не будет приводить к убыткам.

Что особенно удивляет: оказывается, разработан проект финансовой модели развития на ближайшие 15 лет (!), который предполагает постепенный вывод холдинга из сложившейся ситуации.

Оцените наглость: холдинг потерял какое-либо доверие крестьян и властей страны, но его руководство планирует и дальше, как минимум 15 лет (!) продолжать вести деятельность, направленную исключительно на собственно обогащение, очевидно, черпая ресурсы на поддержание своей жизнеспособности из госказны и пенсионных сбережений граждан страны!

Второе предложение Ербола Карашуеева: «оптимизация холдинга». В ее рамках предлагается ликвидация ряда дочерних компании, сократив их число с 7 до 3. Что имеется в виду? Очевидно, что оставить «в строю» руководство холдинга планирует три свои крупнейшие «дочки»: Аграрная кредитная корпорация, Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства и «Казагрофинанс».

Это наиболее прибыльные структуры, которые ничем не рискуют, а просто «прокручивают» через себя бюджетные средства: АКК дает краткосрочные займы крестьянам на полевые работы, ФФПСХ является оператором ряда госпрограмм поддержки села, «Казагрофинанс» выдает в лизинг технику и оборудование. Курицы, несущие золотые яйца за счет труда крестьян!

В-третьих, Ербол Карашукеев предлагает дальнейшую автоматизацию всех процессов: «70% наших заемщиков – фермеры, которые берут до 4 млн. тенге для своих нужд. Мы ставим перед собой задачу сократить время рассмотрения их заявок на кредит с нынешних 30 дней до 3 часов! Главная задача — не заставлять наших заемщиков бегать по инстанциям за разными справками. Фермер должен обратиться в структуры «КазАгро» только с удостоверением личности и получить одобрение на кредит в течении 3-х часов», — говорится в пресс-релизе.

Вроде бы, хорошее предложение. Но как мы уже писали, система Qoldau, на базе которой идет автоматизация процессов, успела заслужить очень плохую репутацию среди аграриев из-за многочисленных недоработок. Так что обещание автоматизации процессов и облегчение процедур – не более чем красивые слова.

Абсолютная бесполезность

Также в сообщении холдинга содержится информация о том, что штат компании уже сокращен на 20%, а в ближайшее время похудеет еще на 25%. Посмотрим на вопрос с другой стороны: руководство планирует оставить  55% сотрудников (более 1000 человек), не приносящих пользы АПК РК, по-прежнему сидеть на своих должностях и получать огромные зарплаты. За счет крестьян страны.

Кто-то хочет поспорить о пользе? Так вот, накопленный убыток холдинга, подтвержденный аудиторской компанией Эрнст энд Янг, на начало 2019 года составил 399,1 млрд. тенге!

При этом, общий объем финансирования сельхозотрасли Казахстана дочерними компаниями «КахАгро» в 2018 году составил 400 млрд. тенге!

Эти две одинаковые цифры характеризуют абсолютную бесполезность холдинга КазАгро.

То есть, не будь на свете холдинга, можно было бы просто раздать аграриям страны те же самые 400 млрд тенге в виде невозвратных грантов. Таким образом, аграрии получили бы мощную поддержку без всяких накладных расходов на содержание штата посредников. И деньги бы при этом ушли целевым образом в АПК РК, а не осели бы в проблемных банках или на счетах тех зарубежных бизнесменов, у кого «КазАгро» занимал $1 млрд и 600 млн евро.

Заложники монстра

Впрочем, руководство холдинга эту свою очевидную бесполезность признавать не хочет и продолжает увязывать благополучие крестьян с существованием неэффективной неповоротливой конструкции, созданной на горе сельскому хозяйству не без помощи приснопамятного Асылжана Мамытбекова.

«Когда мы говорим о судьбе «КазАгро», необходимо помнить, что у дочерних компаний холдинга в настоящее время более 77 тыс. заемщиков — сельхозпредприятий, крестьянских и фермерских хозяйств, которые пользуются доступными кредитами «КазАгро». И любые решения, которые будут приняты в ближайшем будущем,  должны, в первую очередь, не ухудшить их положение», — предупреждает Ербол Карашукеев.

От себя добавим: решения должны не «не ухудшить», а улучшить положение крестьян страны. Именно для этого холдинг создавался по распоряжению Елбасы в 2006 году! Но каким-то образом, сейчас 77 тыс. крестьян превратились просто в заложников этого квазигосударственного монстра. Из этого плена их нужно вызволять. И желательно, до того момента, как холдинг, следом за кредитуемыми им в прошлом банками, объявит дефолт.