Каким быть селу?

На модерации Отложенный

Сколько себя помню, столько и идут споры, обсуждения, составляются разные программы по поводу того, каким быть селу, в каком направлении оно должно развиваться, пишет собкор «КазахЗерно.kz». В реформенные 90-е годы о селе вообще почти забыли, но постепенно сельская проблематика вновь обрела актуальность. И вот даже первый год действует программа «Аул – колыбель народа», инициированная Нурсултаном Назарбаевым. Для начала определено, что необходимо вкладываться в те села из 7,5 тысячи имеющихся, которые имеют перспективы своего развития. На реализацию проекта запланировали 90 миллиардов тенге. В сёлах должны построить новые дома, отремонтировать дороги и провести качественную питьевую воду. Это, по идее, должно остановить отъезд из села молодежи. Но спросили ли у самих сельчан: как они мыслят по поводу «колыбели»?

Вопрос, повторим, не нов. Депутаты маслихата Павлодарской области уже перед этим принимали стратегическую программу развития территорий Павлодарской области до 2020 года, там определили больше сотни целевых индикаторов, в том числе и по дальнейшему развитию сёл Павлодарского Прииртышья. Самое главное, что всем стало ясно: развитие села – это уже не только наращивание производства сельскохозяйственной продукции, хотя от него зависит очень и очень многое, но и создание комфортных условий для проживания сельчан. Эти аспекты никак нельзя забывать, потому что времена другие, 21 век на дворе, а жизнь в селе по-прежнему в значительной степени остается архаичной, и разница между городской и сельской жизнью, особенно в части комфортности, социально-культурном развитии и даже на чисто бытовом уровне остаётся существенной.

И это действительно проблема. На мой взгляд, очень интересные мысли по этому поводу высказывал своим коллегам по депутатскому цеху Александр Касицин – депутат областного маслихата, директор одного из крупнейших хозяйств нашей области – ТОО «Галицкое» Успенского района. И, наверное, он имеет право быть слушанным не только депутатами и чиновниками, но и сельчанами. Именно поэтому хочется сегодня привести его размышления о селе и об отношении общества к селу.

А говорил Александр Анатольевич, человек, корнями вросший в свою землю и в свое село, действительно довольно интересные вещи. Начать с того, что, по мнению Александра Касицына, село и сельское хозяйство сейчас стали важной составляющей развития экономики нашей страны и в целом казахстанского общества. Но на протяжении многих лет меняются лишь задачи, ставятся новые цели перед сельчанами, исходя из назревших потребностей нашего региона. Но мало кто смотрит на проблемы самих сельчан.

Люди, живущие на селе, воспринимают экономические новации Правительства в отношении села зачастую как нечто от них далекое, почти не касающееся села. И такое мы видим не в первый раз. Тут надо понимать, что для сельских жителей, с их особым менталитетом, особым восприятием происходящего, сегодня предстоит в новых условиях решать вопросы продовольственной безопасности государства и региона. А это уже стратегическая задача, и ответственность на сельчанах лежит особая. При этом наше общество только сейчас начинает осознавать и понимать, что наравне с газом, нефтью, электричеством и металлами, у нас в государстве есть ещё одно бесценное богатство – это земля и хлеб, который выращивается на этой земле. А хлеб имеет свою цену, в том числе и потому, что он в наших условиях довольно трудно достается. Однако, повышение цены на любой из стратегических товаров не вызывает такой болезненной реакции в обществе и властных структурах, как подорожание хлеба, к которому сельчане в большинстве случаев не имеют никакого отношения. И, тем не менее, недовольство выплёскивается и в прессу и в социальные сети.

В последние годы для сельского хозяйства страны и нашей области, сделано очень многое. Но сегодня настала пора развивать отечественное сельское хозяйство на новом, динамичном, индустриально-инновационном уровне. И многое уже делается в нашей области достаточно успешно, это подтверждают и контрольные индикаторы исполнения программы развития территории региона.

Но мы живем в рыночной экономике, члены ВТО, значит, надо ожидать усиления конкуренции, в том числе на сельскохозяйственном и продовольственном рынках. Это никак не позволяет почивать на лаврах даже самым успешным хозяйствам. Поэтому нужно внимательно проанализировать, почему, несмотря на все предпринимаемые Министерством сельского хозяйства меры, несмотря на усилия руководства области, наши крестьянские хозяйства не всегда достигают того, что намечали? Особенно в животноводстве. Которое вообще-то растёт, но не теми темпами, какими хотелось бы. Ведь даже крупные хозяйства, успешно занимающиеся производством зерна, с большим трудом и затратами увеличивают поголовья скота в своих формированиях. Не секрет, что большая часть поголовья сейчас по-прежнему находится на подворьях, в маленьких хозяйствах, хотя понятно, что при таком способе ведения животноводства фактически невозможно добиться и проконтролировать высокое качество животноводческой продукции, обеспечить принятые в стране стандарты. Значит, нужны эффективные меры стимулирования,  которые бы поспособствовали объединению мелкотоварных хозяйств, занимающихся животноводством. Разрекламированная программа кооперации пока этой задачи не выполнила. Меняются правила субсидирования, хотя руководители крупных хозяйств говорят: можно и совсем без субсидий, дайте длинные и дешевые кредиты для развития, помогите обеспечить сбыт продукции – и дело пойдёт. И, заметьте, даже в таких подходах пока не видно села и сельчан, всё сфокусировано на производственной составляющей.

В области ежегодно расширяются площади орошаемого земледелия, специализация наших крестьян, занимающихся поливом в растениеводстве – это преимущественно выращивание картофеля и овощей. А ведь на орошаемом клине можно успешно выращивать корма, отсутствие которых тоже тормозит развитие животноводства. Особенно, если мы ведем речь о развитии высокоэффективного и высоко технологичного животноводства, нам понадобится составлять рацион животных не только из грубых кормов и концентратов, нужны сочные корма, бобовые добавки и так далее.

Сельчане прекрасно осознают, что государством, акимами всех уровней ведется большая работа по поддержке сельскохозяйственного производства, средства, вкладываемые в агропромышленный комплекс республики и нашей области в том числе – огромны. Но сельчане хотят быть правильно понятыми. В последние годы на селе активно шло строительство новых школ, больниц, водопроводов, дорог областного и республиканского значения. То есть средства идут не только на субсидии крестьянам, хотя многие думают иначе. С другой стороны, на селе поддерживается в большей части все-таки развитие бизнеса, это, конечно, хорошо, но только косвенно, в зависимости от желания бизнесмена, который получает субсидии, деньги идут или не идут в развитие самого села. Речь идёт о строительстве и ремонте сельских дорог, жилья, подаче воды и тепла в дома сельчан. В области в сельской местности больше 30 процентов жителей, и, наверное, они в пересчете бюджетных трат на душу населения, имеют право на свои 30 процентов строительства дорог и жилья, ведущихся в области. Но такое строительство ведётся пока преимущественно в городах.

Очевидно, прав Александр Касицын: мы можем настроить уйму молочных комплексов и откормплощадок, объекты переработки, крестьяне, получив кредиты, могут закупить самую современную технику, но при этом такие объекты могут оказаться пустыми, обезлюдевшими. Ведь не секрет, что молодежь, к сожалению, уезжает из сёл, и это очень серьезная проблема уже ближайшего будущего. И именно эти вопросы тоже должны учитываться при выделении субсидий селу, сможем – значит, получим желаемый результат. Что ж, предложения действительно интересные, пора, наконец, иметь отдельную политику по развитию села, не привязанную к производству. Пусть производственными вопросами занимается Министерство сельского хозяйства и его структуры, но нужен и орган, который бы занимался людьми, работал над улучшением комфортного проживания на селе. Такого подхода мы пока не видим, а жаль…