Фермерам грозит разорение

На модерации Отложенный

Специалисты Министерства сельского хозяйство не смогли обосновать эффективность субсидий перед Министерством финансов. Фермеры-участники оскандалившейся программы «Сыбаға» восприняли это как отказ выплатить им задолженность в 36 миллиардов тенге. Большинство из них оказались на грани разорения и готовы пустить под нож племенное поголовье, приобретенное за рубежом. Последствия чреваты и непредсказуемы – от дискредитации программ государства, резкого взлета цен на мясо и исчезновение фермерства, как хозяйствующего субъекта МСБ.

Парадоксально, но факт, ранее профильное ведомство заверяло, что рассчитается с долгами и таким образом покроет часть расходов на покупку импортных коров в мае, затем осенью. Но 10 октября в ходе обсуждения республиканского бюджета неожиданно выяснилось, финансирования в этом году не будет.

— Задолженность только по нашей, Актюбинской, области составляет 5,9 миллиарда тенге, по РК – все 36 миллиардов, — констатирует в разговоре с собкором «КазахЗерно.kz» председатель созданного 9 октября общественного движения (ОД) «Фермерский центр Актобе», глава крестьянского хозяйства «Абылай» Алгинского района Кадыргали Ксупов.

— Мы работаем в самой тяжелой и затратной отрасли экономики – сельском хозяйстве. Попутно со своим бизнесом мы начали поднимать и аул – золотую колыбель нации. Действительно, кто, если не мы? Мы поверили в эту программу: ее условия и гарантия государства нас устраивали. Отдача от животноводства не быстрая, потому до получения прибыли мы рассчитывали закрывать кредиты, закупать корма, технику за счет обещанных субсидий… Многие из моих коллег просто-напросто перережут племенных коров на мясо, чтобы рассчитаться с банками, — подчеркивает сопредседатель ОД, глава крестьянского хозяйства «РусАрт» Алгинского района Руслан Суиншалин.

— Потенциал для развития племенного животноводства и экспортного направления в рамках «Сыбаға» — огромный. Но без субсидий и внешних инвестиций нам не обойтись. Такое ощущение, что нас использовали втемную. Получается, мы были нужны для выполнения госпрограммы и все? Не хочу гадать, но знаю одно: если моих коллег сейчас не подержать, они все бросят. А степь, где они сейчас разводят скот, причем успешно, станет пустынной на многие годы, — уверен глава крестьянского хозяйства «Жана турмыс» Каргалинского райна Марат Кубиев.

По словам секретаря ОД, главы крестьянского хозяйства «Тлеу» Алгинского района Александра Мандрыкина, это не первый скандал вокруг нашумевшей «Сыбаға».   

— У нас, предпринимателей, есть серьезные претензии к чиновникам, разрабатывающим и внедряющим госпрограммы. По идее они призваны помочь субъектам АПК развивать сельскохозяйственную отрасль, но на деле получается обратное, — разводит он руками.

Мандрыкин напоминает, программа по развитию маточного поголовья в рамках «Сыбаға» (поддержка племенного животноводства) была инициирована четыре года назад.

— Но по странному стечению обстоятельств в течение полугода Правительство закрыло приграничный с нашей областью мясной пояс России, откуда нам удобнее и выгоднее было бы завозить скот. Чуть позже МСХ принимает решение о запрете закупа мяса у местных производителей. Для чего тогда государство ранее субсидировало их затраты и помогало им? 

От абсурдности ситуации мы, участники программы, были в шоке. Ведь мы искренне поверили в то, что нам дали шанс подняться с колен и прочно встать на ноги.

Надо было действовать, причем быстро и верно. За два часа мы собрали деньги на дорогу и вылетели в Астану. Там встретились с экс-главой МСХ Умирзаком Шукеевым, членами Комитета по аграрным вопросам Мажилиса Парламента и председателем Комитета ветеринарного контроля и надзора Арманом Утегуловым.

На последнего мы возлагали особые надежды. Несколько лет назад именно он помог фермерам Западно-Казахстанской области. Из-за запрета завозить КРС с территории приграничных российских регионов они и четверо актюбинцев, они что называется «попали». Кредиты уже получены, сроки поджимают, а скот приобрести негде. Тогда Утегулов лично, посредством ручного управления решил проблему.

И мы тогда, первые в истории фермерского движения независимого Казахстана, добились отмены противоречивых пунктов в рамках правового поля. С тех пор решили дальше двигаться наобум, как слепые котята, не будем. В конце концов, программы пишутся для нас, и мы имеем право отстаивать свои интересы. 

Зимой из-за сжатых сроков, в которые фермеры физически не успевали приобрести племенное поголовье, им грозили огромными штрафами. И вот 10 октября — опять 25.

— Считаем, что нас не просто обманули, а нагло нарушили наши права, — утверждают фермеры.

Они считают, механизм субсидирования сразу же был рассчитан на крупных производителей, как ТОО «Актеп». Но оказалось, с ними тоже не рассчитались. Потому выступают за последовательность и преемственность курса МСХ, четкое распределение и расписание программ, которое позволит им владеть прозрачной информацией о всех процессах АПК без волокиты, адмбарьеров и бюрократических препон.

— Только тогда мы сможем свободно и спокойно без оглядки на подводные камни и рифы вести свой бизнес, — убежден фермер.

Результатом господдержки, как утверждали инициаторы программы, должен был стать рост поголовья скота в РК, увеличение и улучшение качества мясной продукции и как следствие снижение цен.

И результаты налицо, уверены представители управления сельского хозяйства и крупные товаропроизводители. 

— Эффект есть. С начала реализации программы численность поголовья скота в нашей области увеличилась в 2,5 раза, — отмечает руководитель проекта группы компаний «Актюбинский мясной кластер» Нурлан Сагналин.

Только доказать целесообразность выделения субсидий перед Минфином МСХ не смог. Так что вопрос о выделении тенге в уходящем от нас году не решен. Очень хочется верить, что пока.

— Иначе почти 37 550 актюбинцев останутся без работы, — говорит Кадыргали Ксупов. – Математика проста: в регионе 7 510 фермеров, в каждом хозяйстве заняты как минимум 5 человек. Это они сегодня содержат и разводят 266 238 голов КРС, 668 375 – МРС, 107 597 лошадей и 9 673 верблюда. Всего более одного миллиона животных.

— Надеемся, власти осознают, эти люди не просто пополнят армию безработных, они будут претендовать на получение АСП и невольно  способствовать нагнетанию социальной напряженности, — озвучил общее мнение членов ОД Руслан Шуиншалин. Между тем, в этом году РК по плану должна экспортировать 30 тысяч тонн мяса говядины. Планируется, что большую его часть поставят животноводы трех областей — Туркестанской – 5 000, Алматинской – 4 000 и нашей – 4000. Процесс в рамках госпрограммы «Сыбаға» налажен и, казалось бы, нет проблем. Но из-за невыплаты долгов в виде субсидий госпрограмма находится на грани срыва.