Ежегодно в Туркестанской области в огне сгорает овечья шерсть на несколько миллионов

На модерации Отложенный

«Я как раз из тех, кто сжигает миллионы, - признается С. Абжанов, глава крестьянского хозяйства «Сералы» из Ордабасинского района. - Поголовье овец - шесть тысяч, с которых настригают более 12 тонн грубой шерсти в год. Куда ее девать? Да некуда! Вот и организую костер. Зрелище не для слабонервных».

Сералы рассказывает, что стрижка овец обходится в общей сложности в 900 тысяч тенге, так как стригалю он платит по 150 тенге за каждую овцу. При этом покупать такую шерсть даже за половину стоимости стригаля никто не хочет.

А если учесть, что в области около четырех миллионов грубошерстных овец, шерсть с которых почти всю сжигают, то можно представить себе, какие потери несут при этом фермеры, отмечает собкор ИА «КазахЗерно.kz».

У овцеводов Туркестанской области есть как грубая, так и мериносная шерсть. По данным ученых Юго-Западного НИИ животноводства и растениеводства, им удалось довести местных мериносов до 70-го качества (максимальное — 80). Толщина ворса составляет 18 микрон, при этом ворс не теряет прочности. Тонюсенькая нить получается, из которой после переработки можно пошить красивую и элегантную одежду. Руно, состриженное с одного мериноса, приносит от 4,2 и выше кг.

Пряжа мериноса уникальная. В холод она дает тепло, в жару- прохладу. Рассказывают, что горячее яйцо, завернутое в мериносную пряжу, можно поместить в морозильную камеру, и оно сохранит температуру.

В 90-е годы отары тонкорунных южно-казахских мериносов Чимкентской и Джамбулской областей составляли 20 процентов от всего четырехмиллионного тонкорунного поголовья Казахстана. В ЮКО было создано три овцеводческих хозяйства. Но начиналось тонкорунное производство области с Арыси, где после революции на базе национализированных помещичьих и кулацких хозяйств создали овцеводческие совхозы, которым передали оставшихся тонкорунных овец и их помеси с курдючными породами. Мериносов завезли в эти края еще до революции, потом создавали новые заводские типы.

В настоящее время в области разведением тонкорунных овец занимаются лишь 28 крестьянских хозяйств. Общее поголовье мериносов в них составляет около 25 тысяч голов.

Шерсть этих овец с удовольствием разбирают перерабатывающие предприятия. Казалось бы, есть смысл и другим фермерам заменить грубошерстных овец на мериносов, но дело в том, что на большей территории Туркестанской области летом для мериносов слишком жарко.

Этим нежным животным в большинстве районов не климат. Да и каменистые пастбища наши для них скудноваты. Поэтому их разведением, в основном занимаются фермеры предгорных районов — Казыгуртского и Тюлькубасского. Там и климат помягче, и трава погуще. А вот на грубую шерсть, по словам специалистов, спроса практически нет. Уже в очищенном виде ее покупают всего лишь по 40-50 тенге за килограмм. Если учесть, что за стрижку каждой овцы стригалю нужно платить по 150 тенге, а настриг с головы всего три-четыре килограмма, то понятно, что такая продажа сырья не окупает затраты. Хранить шерсть тоже не выгодно – в ней очень быстро заводится моль. Поэтому фермерам, занимающимся разведением мясных пород овец, проще эту шерсть утилизировать. Что они, в большинстве своем, и делают...

В нулевые годы на окраине Шымкента начинал работу завод по переработке грубой шерсти, построенный на кредиты АО «Агрокредитная корпорации», но потом закрылся, не сумев удержаться на рынке.

У тех, кто , может быть, задумывался, стоит ли ввязываться в шерстяной бизнес, возникают вопросы: где получить дешевые и длинные кредиты на закуп большего объема сырья, даже при том, что грубая шерсть стоит копейки, оборудования.

Тем не менее, стоит говорить о возрождении отрасли, чтобы шерсть не сжигали, а пускали в дело. Валяльно-войлочная продукция нужна для авиационной промышленности, железнодорожного транспорта. Изделия из войлока защищают от радиации...

Десять лет работает в Шардаре цех, который перерабатывает от 15 до 20 тонн грубой шерсти в сезон, закупая у фермеров района килограмм по 25-30 тенге. Цех занимается преимущественно изготовлением кошмы, фрагментов для юрт.

Расширение объемов производства на ближайшую перспективу не предусматривается - нынешнее оборудование устаревшее, куплено уже после эксплуатации на другом предприятии.

Однако один завод и цех не в состоянии ответить за весь Казахстан - переработать всю шерсть, чтобы потом из не получилось нужное изделие. Жалко труд животноводов, сжигающих добро, на котором могли бы хорошо заработать.