У соседей — социализм

На модерации Отложенный Челнинец Андрей недавно вернулся из Туркменистана, где побывал в командировке, и удивляется, какой стала бывшая союзная республика.

«В Туркменистане построили реальный социализм, — рассказывает он. — Средняя квартплата в стране 3 доллара (90-100 рублей). При этом воду, газ, электричество в дома поставляют бесплатно. Т.е. люди оплачивают только дополнительные услуги, вроде уборки. Понятно, что в Туркмении свой газ, огромные запасы этого топлива и других энергоресурсов, но вода там — большой дефицит. Тем не менее — бесплатно. И свободной земли тоже немного, 9/10 страны — пустыня, поэтому земля ценится очень высоко, все плодородные земли вспаханы, брошенных неухоженных полей я не встретил.

Также бесплатно каждому автовладельцу выдают ежемесячно талоны на 120 литров бензина. Этого хватает тем, кто ездит немного. Вообще бензин стоит в 4 раза дешевле, чем у нас. Также, по сравнению с нашими, дешевые продукты. Зарплата госслужащего — 400-500 долларов, то есть 12-15 тысяч.

Мы, россияне, считаемся там иностранцами, поэтому должны расплачиваться только долларами. Обед в ресторане гостиницы для иностранцев стоил около 10 долларов, то есть 300 рублей. Помидоры, которые мы там ели, даже парниковые — нежные. сочные, ароматные. Не сравнить с теми, которые растут у нас на даче и дозревают под кроватью. И уж тем более не сравнить с магазинными.

Курение в стране запрещено законом. Я не видел на улице ни одного курящего. Если хочешь — кури у себя дома, в общественных местах нельзя. В стране очень низкая преступность, в столице через каждый квартал стоят военные. Также очень следят за госбезопасностью — по всем кабинетам, которые мы посещали по рабочей необходимости, потом проходили специалисты по безопасности.
За взятку дают 25 лет тюрьмы. Два предшественника руководителя, с которым мы общались по работе, сидели в тюрьме.

В Туркменистан очень дорогая виза — 165 долларов, я много ездил по миру, визы дороже еще не видел. Очень много проверок в аэропорту — видимо, отслеживают наркотраффик. Тем не менее мне рассказали, что героин провозят в коврах — рассыпают по всей поверхности, сворачивают и везут, а потом стряхивают с поверхности.

Отношение к русским у туркмен очень хорошее, хотя среди населения осталось не больше 3-4 процента русских. По-русски многие еще говорят и даже общаются между собой. В школе изучают три языка — туркменский, английский и русский. Несмотря на то, что страна исламская, не видел ни одной мечети. Видимо, потому что туркмены потомки кочевников, у них принято молиться дома. Люди одеваются вполне по-европейски, школьники носят обязательную зеленую форму.

Предыдущий президент Туркменистана Сапармурад Ниязов делал много странных вещей: запретил в стране оперу, балет, интернет, сократил обязательное образование, переименовал дни недели, месяцы, города, улицы. Нынешний президент, Гурбангулы Бердыммухамедов, эти тиски значительно ослабил. Но от тоталитаризма его предшественника остались громадные торжественные здания из белого мрамора, все в золотых вывесках — имени Ниязова. Я видел в городе с населением в 50 тысяч огромное, выше пятиэтажки, роскошное здание. Оказалось, это драматический театр. Туркмены очень любят помпезную роскошь, фонтаны