Киргизский антисемитизм против узбеков

На модерации Отложенный

Как то, что началось с антисемитских плакатов вылилось в массовые убийства узбеков? Один из ведущих российских специалистов по Центральной Азии рассказал о подоплеке межэтнического конфликта в Киргизии, о роли в нем СМИ и временного правительства.
Массовые межэтнические столкновения, произошедшие в этом месяце на юге Киргизии, жертвами которых стали около 2000 человек, пока не затронули немногочисленных евреев этой центральноазиатской республики. С одной стороны, они не торопятся уезжать на историческую родину, с другой – немногие репатрианты рассказывают леденящие душу истории о лютой ненависти к евреям. Вроде бы киргизы никогда не отличались юдофобией, но всплеск антисемитских проявлений в этой республике после апрельского переворота, был явным признаком того, что межэтнический фактор стал важным инструментом борьбы за власть. А два месяца спустя здесь стали убивать узбеков... 

Так существует ли в Кыргызстане антисемитизм и кто запустил механизм межэтнической розни? За ответами на эти вопросы мы обратились к одному из ведущих российских экспертов по Центральной Азии, который сам является выходцем из Ферганской долины и ежедневно занимается данным  регионом. Главный редактор ИА Ferghana.ru (старейшего профильного ресурса на русском языке) Даниил Кислов прояснил ситуацию в интервью порталу IzRus.

Господин Кислов, существуют ли в Кыргызстане антисемитские настроения?

Есть сильные антиузбекские и антиуйгурские настроения. До евреев пока руки не дошли. Но я хочу обратить внимание на то, что после событий 7 апреля, так называемой Второй революции, на ограде Дома правительства в Бишкеке висел антисемитский плакат, и Роза Отунбаева, глава временного правительства, прошла мимо, никак не отреагировав.

Мне уже тогда это показалось тревожным знаком, и когда мы (члены редакции Ferghana.ru) начали выяснять, какая подоплека, какая информационная база предшествовала этим событиям, мы обнаружили много интересного. В последнее время, до и после Второй революции, в прессе на киргизском языке можно было найти немало призывов очистить землю от чужаков – этнических меньшинств. Я рассматриваю равнодушие Отунбаевой, по отношению к тому плакату, либо как государственную небрежность по отношению к вопросам ксенофобии и антисемитизма, либо как преступность...

В Кыргызстане практически не осталось евреев. Откуда же тогда антисемитизм?
В киргизской прессе публикуются обвинения в адрес окружения Максима Бакиева (сын свергнутого в апреле президента Курманбека Бакиева), где было немало евреев. Дескать, они украли геологические сокровища киргизов, или, по крайней мере, наложили на них лапу. Это видно, например, в газете "Алиби", причем в ней этническая рознь разжигается на обоих языках. Публикации там подобного рода: на крюке евреев Наделя и Гуревича повисла родная Киргизия. Но не думаю, что акцент именно на евреях, а на этнических меньшинствах, в том числе и на евреях.

Кем была запущена эта антисемитская кампания?
Думаю, что эту кампанию против окружения Максима запустила нынешняя временная власть, еще до свержения Бакиева-отца. Массами, особенно при помощи ксенофобских текстов в газетах, это воспринимается как обвинение в адрес еврейского народа – ведь многие менеджеры и банкиры были именно евреями. В данном случае нет ничего нового – во многих подобных конфликтах, еще во времена развала СССР, запускался именно такой механизм. Пресса начинала публиковать патриотические тексты о "нашей земле" и "нашем этносе", и вот, ксенофобия и национализм дошли и до киргизской прессы.

Именно таким образом уже в этом месяце были спровоцированы межэтнические столкновения на юге Киргизии?
В данном случае конфликт является не только этническим, но и социально-экономическим. Погромщики лезли в дома зажиточных узбеков, грабя и поджигая в основном их. И убивая по дороге. Это были пришлые, региональные, маргинализированные и люмпенизированные киргизы, которые в основном искали наживу, грабили, а уж потом жгли и убивали по этническому признаку.