Бесценное газовое слово

На модерации Отложенный

Газ будет стоить в 2013 году 200-300 долларов за тысячу кубов, сошлись участники Петербургского экономического форума. Но глава «Газпрома» посчитал такой прогноз цен заниженным, ему кажется, что нефть будет стоить более 10 долларов, а газ — выше 400. Альтернативы газу не появится, сланцевый газ — не конкурент, заявил Игорь Сечин. Цена этим прогнозам, ниже газа — три копейки. В Энергетической стратегии сланцевый газ вовсе не упоминается, а цену нефти в 100 долларов Миллер обещал уже в этом году.

Газовые месседжи Петербургского экономического форума радуют. Месседж раз: Первый заместитель председателя правительства России Игорь Сечин в ходе панельной сессии "Глобальная энергия" в рамках ПЭФ отметил, что реальной альтернативы природному газу в ближайшие годы нет и не предвидится. Доля сланцевого газа к 2030 году составит не более трети всего объёма добываемого газа.

Месседж два: Сечин полагает, что колебание цен на газ будет продолжаться и не исключил его повышения в течение ближайшего времени. "Сегодняшний избыток газа на рынке может сменится его дефицитом. Нынешних мощностей по его сжижению может просто не хватить. Единственной защитой от рисков могут стать лишь долгосрочные контракты, они выгодны не только России", - отметил Игорь Сечин, добавив, что "Газпром" уже имеет таких контрактов только на поставку газа в Юго-Восточную Азию и Тихоокеанский регион на 120 млрд кубометров.

Наконец, три: цена на газ в 2013 году составит $200-$300 за тысячу кубометров - за такой вариант проголосовало 45% участников голосования (при этом было предложено 4 диапазона цены). При этом, как прокомментировал глава "Газпрома" Алексей Миллер в ходе работы сессии "Глобальная энергия" в рамках ПЭФ, эта цена является заниженной и по его прогнозу она будет выше.

И здесь уже интересно, ибо газовый оптимизм вступает в противоречие с логикой. Сила любого прогноза в том, что он основан на реальных расчетах, а не на предположениях относительно того «как оно могло бы выглядеть». Прогнозирование цен на любой товар даже на будущий год — всегда игра в угадалку, и консенсусный прогноз делается как индикативный (в том исключительно смысле, что умные люди обменялись мыслями), с одной стороны, и как спекулятивный, с другой. То есть: делается заявление для рыночных игроков на тему «играйте на акциях так и так».

И вот в этих прогнозах газпромовские менеджеры не только не сильны, но предпочитают фантазии реальности. Сечин справедливо отметил, что не «Газпром» цену формирует. "Доля "Газпрома" в формировании цены для частных пользователей не более 30 процентов и не более 70 процентов для предприятий. Остальное - это доходы агентов рынка, то есть посредников", - подчеркнул он. Это он, правда,  в том смысле, что маржа не только компании достается.

Затем — у «Газпрома» имеются твердые контракты и гарантированный спрос. Цена «Газпром», конечно, волнует. Но только рулить они ей не могут, потому что привязаны к цене на нефть и нефтепродукты и потому что цена их заявлениям на рынке, мягко говоря, не очень большая.

Но даже прогнозы краткосрочные и по объемам у «Газпрома» не очень выходят. Алексей Миллер сообщил, что объём потребления газа в Южной Европе резко снизился. "Если эта тенденция продолжится, то наши планы отыграть в нынешнем году две трети от падения объёмов продаж в 2009 году могут не сбыться", - подчеркнул Миллер. При этом он отметил, что продажи российского газа в Северной и Центральной Европе, напротив, в течение первых 4 месяцев текущего года непрерывно росли. Главным потребителем "голубого топлива" остается Германия, где рост потребления вырос более всего.

Греция просто не принималась в расчет, как в прошлом году не принималась в расчет Украина, вдвое сократившая потребление газа (промышленность встала).

Как обычно не в курсе менеджеры российских госкомпаний, будет ли «теплая» или «холодная» зима (Миллер, правда, прошлой осенью угадал «холодную зиму). А еще Миллер ранее заявлял, что  в 2010 году, по прогнозам «Газпрома»,  цена нефти может достичь 100 долларов за баррель. Год, конечно, не кончился, но ничего похожего на нефть за сто долларов пока не наблюдается. Зато стодолларовая планка отодвинулась с текущего года на 2012-й — такой прогноз Алексей Миллер сделал на днях. Газ тогда, действительно, будет стоить дороже 300 долларов (в районе 400-450), но сбудется ли прогноз?

Остальные заявления вызывают не меньше вопросов. Откуда цифра про «треть сланцевого газа»? Ну в некоторых аналитических докладах и она фигурирует. Только вот никакой уверенности в ее адекватности нет. Но если треть добычи будет сланцевый газ (на каких рынках? Будут ли освоены технологии его транспортировки?), то это точно повлияет на фактор цены очень серьезно в понижающую сторону. Впрочем, сланцевый газ — мифическая пока еще субстанция.

Сланцевый газ в риторике чиновников вообще появился только в этом году, прежде он не принимался в расчет. Еще в апреле глава «Газпрома» называл сланцевый газ едва ли не газетной уткой. «В последнее время появилась информационная шумиха, источником которой стала статья в Wall Street Journal в ноябре 2009 года, — говорит глава «Газпрома». — Идет серьезный информационный сброс по теме сланцевого газа». В Энергетической стратегии до 2030 (принята правительством в ноябре 2009 года) года сланцевого газа нет. Зато там записано: «На третьем этапе реализации настоящей Стратегии российская газовая промышленность будет развиваться в изменившихся условиях внутреннего и внешнего спроса на газ, обусловленных переходом мировой экономики и энергетики на новый технологический уровень, характеризующийся высокой энергоэффективностью бизнеса и расширенным использованием неуглеводородных источников энергии». Третий этап — это как раз до 2030, и там соответственно ожидалось еще полгода назад возможное падение спроса за счет увеличения энергоэффективности и альтернативной энергетики. А сегодня уже ожидается рост цены из-за дефицита, хотя и появится сланцевый газ.

Защитники энергетической стратегии говорили, что дело не в конкретных цифрах, а в том, что стратегия — документ документов. За полгода «документ документов», если верить заявлениям крупных деятелей от российского ТЭКа если и не обессмыслился, то претерпел значительную девальвацию. Сменились стратегические вызовы, изменились ориентиры.

Девальвация прогнозов происходит от сложившейся еще в Советском Союзе практики не раздражать начальство излишне скромными, но адекватными результатами. В этом смысле прогнозы Миллера и Сечина верны и расчетливы — сегодня мы источаем оптимизм, завтра выражаем уверенность, но уже по другому поводу. Послезавтра можно вернуться к теме предыдущего периода, но с уже сбалансированным и откорректированным прогнозом. Жить он будет ровно до следующей смены начальственной риторики и цена ему будет три копейки, но позиционная аппаратная цель будет достигнута.

Все смеялись (у кого были силы смеяться) над июньским заявлением Миллера в сентябре 2008 года. В июне 2008 года Миллер заявил, что цена нефти движется «к принципиально новому высокому уровню» и в «обозримой перспективе» приблизится к $250 за баррель.

Сохраняется единственный месседж, который повторяют газовые чиновники на протяжении последних уже десятков лет: газа много, хватит на всех и спрос будет, а то еще и вырастет. Может оно и правда, только зачем аргументацию менять?