Что открыл покойный нобелевский лауреат

Сегодня были объявлены лауреаты Нобелевской премии в области медицины и физиологии. Их сразу трое:  Брюс Бетлер (Bruce Beutler), Жюль Хоффманн (Jules Hoffmann) и Ральф Cтейнман (Ralph Steinman). Премию они получили за исследования разных лет в области иммунитета. Однако через несколько часов выяснилось, что Стейнмана уже нет в живых. Он умер 30 сентября, не дожив всего два дня до радостной новости. Возможно, теперь Нобелевскому комитету придется отобрать у Стейнмана награду, потому что устав премии требует, чтобы лауреат был жив на момент объявления результатов. Но на значимости его открытия это никак не скажется. Стейнман доказал ее на собственном примере. Ведь если бы он не открыл в 1973 году дендритные клетки, то сам умер бы на несколько лет раньше и вообще бы не значился в списке номинированных. 
 
Вообще, иммунитет хоть у великого ученого Стейнмана, хоть у обычного человека бывает двух видов: врожденным и приобретенным (адаптивным). Врожденный иммунитет, который изучали Бетлер и Хоффманн, представляет из себя самую древнюю форму иммунитета – это защитная реакция организма на внешнее вторжение по типовым антигенам – то есть веществам, характерным для опасных организмов. Эта система, как представляется, сформировалась в ходе эволюции: выживали те особи, у которых она существовала с самого рождения. 
 
Врожденный иммунитет действует быстро. У него две «боевых системы»:  клетки, типа фагоцитов, и химические вещества, например, интерферон. Фагоциты буквально пожирают вредоносные микробы. А интерфероны – это белки, которые представляют собой яд для вирусов. Реакция организма на появление инфекции называется воспалением и знакома каждому. Можно сказать, что воспаление – это поле битвы защитных сил организма и «сил вторжения». Бетлер и Хоффманн как раз и исследовали, как включается эта система, как она далее работает, когда запускается «второй эшелон обороны».
 
Ведь, к сожалению, далеко не всегда врожденный иммунитет оказывается на высоте положения, и тогда наступает очередь приобретенного, или адаптивного иммунитета. Это более сложная эволюционная система защиты, которую так же проще всего описать в терминах военной науки.
 
Прежде всего, противника, вторгшегося в организм, нужно определить.
Это функция лимфоцитов, которые не просто оценивают чужака по принципу «свой-чужой», а выясняют, что за незваный гость пожаловал в организм. На каждого специфического противника существует свой ответ. Дендритные клетки, открытые Стейнманом в 1973 году, как раз и занимаются анализом и передачей информации. Они, поглотив захватчика, выделяют особую сигнальную систему, необходимую другим клеткам – киллерам, которые, получив «описание» врага, находят его среди других клеток и уничтожают.
 
Про стволовые клетки все хотя бы слышали, а вот дендритные клетки только сейчас начали приобретать известность у широкой публики. Свое название эти клетки получили за специфическую форму, напоминающую то ли корни дерева, то ли крону без листьев. Масса отростков во все стороны – вот как она выглядит под микроскопом.
 
В последнее время изучению дендритных клеток во всем мире уделяется большое внимание. Ведь адаптивный иммунитет – это не только защита от внешних врагов, но и борьба с внутренними бунтовщиками – раковыми клетками. Раковые клетки – это клетки, которые начинают делиться бесконечно, нарушая стройную систему жизни организма. И их также уничтожает иммунная система человека. Дендритные клетки анализируют появившуюся опасность и дают «координаты» киллерам для уничтожения «мятежников». Раковые клетки зарождаются в организме человека каждый день, но иммунная система уничтожает их. 
 
Беда в том, что при ослаблении иммунитета у раковых клеток появляется шанс выжить. И первое, что они делают, – начинают выделять вещества, которые еще больше ослабляют иммунитет. Поэтому врачи-онкологи с большим оптимизмом смотрят на методики, которые позволяют активировать дендритные клетки, чтобы бороться с заболеванием силами самого организма. Например, можно взять кровь самого пациента и вывести поколение дендритных клеток за пределами организма, в пробирке, а потом подключить их к борьбе в нужный момент. 
 
Именно такая, разработанная им самим иммунная терапия позволила Стейнману, страдавшему от рака поджелудочной железы, прожить еще несколько лет, почти дотянув если не до вручения, то по крайней мере, до объявления его лауреатом Нобелевской премии.

Источник: http://slon.ru/world/meditsinskiy_nobel-683469.xhtml

4
302
3