Апологеты ядерной энергетики

На модерации Отложенный

Как апологеты ядерной энергетики вводят в заблуждение мир


Сразу после  аварии на атомной станции Фукусима, я выступила публично о том,  что ядерная авария такого масштаба и с такими катастрофическим потенциалом может иметь очень большие медицинские проблемы. Последствия аварии подтвердили мои опасения несмотря на кампанию, проводимой ядерной промышленностью о "минимальном" воздействии на здоровье т.н. "радиации низкого уровня". Опасение того, что авария на Фукусиме может затормозить «ядерный ренессанс» и привести к потере миллиардов долларов, становится очевидным из атак, обрушиваемых ядерной промышленностью на ее критиков, невзирая на неразрешенные и все усложняющиеся проблемы на реакторном комплексе Фукусимы.

Защитники ядерной энергии – включая Джорджа Монбиота, который загадочным образом изменил к ней свое отношение и считает ее желательной – обвиняют меня и других в том, что мы обращаем внимание на серьезные медицинские последствия, «выбираем данные» и переоцениваем отрицательное действие радиации. Подбадривая публику и убеждая ее, что не все так плохо, Монбиот и другие в лучшем случае вводят в заблуждение, а в худшем – искажают научные факты об опасном действии радиации – в этом смысле они просто убивают тех, кто приносит плохие вести.
Вот эти факты:

1) М-р Монбиот - журналист, не ученый - по-видимому не понимает разницы между внешним и внутренним облучением
Позволю себе кое-что прояснить для него.
Первый тип облучения населения произошел, когда в 1945 г. были взорваны атомные бомбы над Хиросимой и Нагасаки; их тяжелые медицинские последствия хорошо описаны. [1]

Внутреннее облучение, с другой стороны, происходит от радиоактивных элементов, которые попадают в организм путем вдыхания, переваривания или впитывания через кожу. Опасные радионуклиды, такие как йод-131, цезий-137, и другие изотопы, сбрасываемые в настоящее время в море и атмосферу вокруг Фукусимы, концентрируются на каждой ступени пищевых цепей (например в водорослях, моллюсках, мелкой рыбе, большой рыбе, людях; или почве, траве, молоке, людях).[2]  После попадания в организм, эти элементы – называемые внутренними эмиттерами – мигрируют в отдельные органы, такие, например, как щитовидная железа, печень, кости, и мозг, где они постоянно облучают небольшие объемы клеток большими дозами альфа-, бета-, и/или гамма-радиации, и через много лет могут вызвать  неконтролирумый рост клеток – то есть, рак. Более того, многие из нуклидов остаются радиоактивными в окружающей среде на протяжении поколений и в конце концов вызывают рост заболеваний раком и генетические отклонения.

Тяжелые последствия от внутренних эмиттеров вследствие аварии на Фукусиме вызывают главное беспокойство. Выражения, вроде «приемлемые уровни внешней радиации» только сбивает с толку при оценке последствий от внутренней радиации. Делать такие заявления, как Монбиот, значит распространять неверную информацию и вводить людей в заблуждение по всему миру, не говоря уже о журналистах которые пытаются отыскать правду об опасностях радиации.

2) Сторонники ядерной энергетики часто подчеркивают, что малые дозы радиации (напр., ниже 100mSV) не вызывают отрицательных последствий и поэтому безопасны. Но, как следует из отчета американской академии наук (US National Academy of Sciences BEIR VII report), нет безопасных доз радиации; какими бы незначительными они ни были, включая и фоновое излучение, их действие кумулятивно и увеличивает риск заболеть раком от других причин.

3) Возвратимся к Чернобылю. Различные уважаемые группы ученых исследовали смертность и опасность заболеваний раком от аварии на Чернобыльской станции в 1986 г. В 2005 г. Всемирная организация здоровья, ВОЗ (WHO) в своем отчете указала на 43 смертельных случая, непосредственно связанных с аварией, и дополнительное число заболеваний раком в 4000 случаях.

Напротив, в 2009 г., в отчете «Чернобыль: последствия для людей окружающей среды ( "Chernobyl: Consequences of the Catastrophe for People and the Environment"), опубликованном Нью-йоркской академией наук, получены совершенно другие выводы. Три ученых – Алексей Яблоков, Василий Нестеренко и Алексей Нестеренко – собрали сотни научных статей, посвященных влиянию чернобыльской аварии за последние 20 лет. По их оценкам число смертей, связанных с Чернобылем, достигает 980000.

Монбиот отрицает достоверность приведенных цифр. Игнорируя и отвергая большое число научных исследований, подтверждающих значительное влияние излучения на человека и окружающую среду – он поступает самонадеянно и безответственно. Ученые могут и должны проверять такие вещи как доверительные интервалы в отношении единичных оценок (что должно свидетельствует об их надежности), но отрицать большое количество объективных данных недопустимо.

Далее, как отмечает проф. Дмитрий Гродзинский (Национальная академия наук Украины) во введении к отчету: "Несмотря на приведенные  убедительные данные, некоторые защитники атомной энергии пытаются отрицать очевидные последствия облучения населения радиацией. Действительно, за их реакцией следует почти полный отказ от финансирования медицинских и биологических исследований, и даже ликвидация государственных органов, которые занимались 'делами Чернобыля'. Под давлением ядерного лобби, официальные лица в правительстве блокируют изучение проблем, связанных с Чернобылем."

4) Монбиот выражает удивление по поводу того, что органы ООН, такие как WHOmight,  могут находиться  под давлением ядерной промышленности, и предоставлять сомнительные отчеты. Но именно это и происходит.
Когда ядерная энергетика только зарождалась (1956), ВОЗ (WHO) выступила с заявлением в отношении рисков радиации: "Генетическое наследие – самое ценное достояние человечества. Оно определяет жизнь наших потомков, здоровье и гармоничное развитие будущих поколений. Как специалисты, мы утверждаем, что здоровью будущих поколений угрожает дальнейшее развитие атомной промышленности … Мы также считаем, что новые мутации человека наносят вред потомкам."

После 1959 г ВОЗ (WHO) больше не делала заявлений об опасности радиации для здоровья. Что случилось? 28 мая 1959 г, на 12-й Всемирной Ассамблее Здоровья, ВОЗ подписала соглашение с  Международным Агентством по Атомной Энергии (IAEA); параграф 12.40 этого соглашения гласит: "В случае, если одна из организаций [WHO или IAEA]  предложит выполнение программы или мероприятия по предмету, представляющем существенный интерес для другой стороны, первая сторона должна провести консультации со второй стороной с целью гармонизировать интересы." Другими словами,  ВОЗ предоставлено право проводить любые исследования или отчеты, но докладывать их IAEA. То есть,ВОЗ, которую многие люди, включая журналистов, считали нейтральной контролирующей организацией, фактически выступает адвокатом ядерной промышленности. В основных положениях IAEA записано следующее: "Агентство будет стремиться к ускорению и усилению вклада в атомную энергетику в дело мира, здоровье и процветание во всем мире."

Монбиот по-видимому не знает о подчиненности ВОЗ агентству IAEA, хотя это широко известно тем, кто занимается исследованием влияния радиации. Но это не единственный факт, о котором он не подозревает. Как видим, он и другие апологеты ядерной промышленности вводят в заблуждение читателей в отношении радиационных рисков точно так же, как табачная промышленность вводит в заблуждение курильщиков.