Театр и быдло

На модерации Отложенный

Разрастается скандал вокруг потасовки в московском театре "Сатирикон", где 27 января вышибала прессовал зрителей, опоздавших к началу спектакля и искавших защиты от мороза в фойе. Об этой постыдной ситуации рассказал очевидец и участник событий Сергей Черкасов, предоставив видеоматериалы, при съёмке которых он подвергся насилию со стороны вышибалы - об этом подробный материал был опубликован в пятницу. Мгновенно после выхода поста появились немногочисленные, но крайне словоохотливые анонимы, которые принялись изо всех сил защищать "Сатирикон", грубо демонстрируя заказной характер своих выступлений.

Впрочем, это не помешало зрителям, имеющим претензии к театру, высказать своё мнение, Так, например, 44-летний житель Омска, бывающий в столице дважды в год и не упускающий возможности насладиться искусством Константина Райкина и высоко ценящий постановку "Контрабас", указывает, что достаточно часто спектакли отменяются, что после 3-его звонка в женском туалете тупо выключают свет и что администрация не прикладывает никаких усилий, чтобы навести порядок с автомобильной парковой - криминального вида типы берут там с людей по 300 рублей.

Но давайте разберёмся с системным вопросом: как вообще стало возможным, чтобы про театр говорили: "Там людей бьют"?

Основной аргумент фанатов театра и оппонентов Черкасова таков: "А нефиг опаздывать!" - веская премудрость из серии "А вы деньги с собой не носите - тогда их в метро карманник не утащит!". Далее (по популярности) - обвинение зрителей, участвовавших в конфликте, в принадлежности к быдлу: мол, припёрся скот в учреждение культуры и облажался!

Я напомню, что российская статистка немилосердна к театру: туда регулярно наведывается не более 3% населения, что в абсолютных цифрах выглядит как почти 4,5 млн человек. Если раскидать это число по городам и театрам, то получится, что каждого зрителя нужно ценить на вес той рублёвой массы, что приносит касса. И зрителя ценят: к примеру, билеты на злополучный спектакль люди приобретали по 1000 рублей, и эту сумму только самые зажравшиеся столичные обитатели смогут назвать бросовой.

Для чего нам эта статистика? Для того, чтобы понять: быдло не станет ходить в театр за тысячу рублей, поскольку на эти деньги можно отправиться в ночной клуб или неплохо посидеть в кафе, а дома - ещё лучше. Люди, пришедшие в театр, не могут являться "случайным скотом", каким пострадавших зрителей пытаются выставить наёмники - защитники театральной тусовки. Быдло может зайти не в тот кабак, не в тот магазин или ломануться не на тот фильм, но театр - это совершенно другой коленкор! Это другой мир, в который 97% населения страны попросту не тянет - они не испытывают удовольствия от происходящего на подмостках.

Но давайте дойдём до конца и предположим, что быдло в количестве 50-ти человек может завалиться на спектакль. Возникает вопрос: если вы, театралы, не хотите, чтобы ваши ритуальные собрания посещал скот, то зачем вы продаёте билеты кому угодно? В тех же клубах существует система фейс-контроля, когда любому пришедшему может быть отказано по той или иной причине - отказано, чтобы он не портил атмосферу! Вы не знаете о таком механизме?

Видимо, вам просто удобнее продавать билеты дедовским способом, а уже после покупки устраивать побоища на морозе, выдворяя платёжеспособную животную массу вон.

Отсюда - практическое предложение: прекратите торговать билетами, не понимая, кому они достаются!

Ведь именно администрации культовых театров виновны в том, что значительная часть билетов попадает к перекупщикам, сбывающим товар втридорога - это, кстати, ещё одна проблема современного модного театра. В возникшей дурно пахнущей ситуации театрам нужно пересмотреть технологию торговли местами в зале: в кассе должен сидеть человек, имеющий право отказать тем, кто не годится в зрители по идеологическим соображениям - зритель должен быть оттестирован по интеллектуальной шкале и проверен на психическую устойчивость. У современного человека это не вызовет никакого протеста - достаточно объявить, что таким образом театр борется с терроризмом.

А если серьёзно, то нужно сказать честно: театр болен, неактуален и груб. Люди тянутся к нему, потому что хотят получить нечто более стоящее, чем юмор по ТВ для всех возрастных категорий, а в итоге встречают кулак вурдалака, выпихивающий людей на 25-градусный мороз. Театр быкует, поскольку основной контингет его зрителей - те самые 40-50-летние "отморозки" (как их называют), что были отпрессованы вышибалой, но очень скоро демографическая ситуация покажет "мэтрам", что ходить в эти "храмы культуры" просто некому. И если высокомерие, сопряжённое с силовыми методами решения проблем, продолжится, театр ожидает крах - туда просто некому будет ходить.

Миф о некой вселенской ценности актёрства распространяется самими "жрецами" исключительно для поддержания собственной значимости в обществе и, следовательно, ради обеспечения своего благополучия. Эта технология самокоронования очень напоминает методику работу люксовых брендов: через рекламу и влиятельных людей изготовители часов и сумок внушают "элите", что жизнь без котлов за 90 штук зеленью лишена смысла, и только на постоянном дорогостоящем искусственном поддержании своего культа эта индустрия жива. То же самое происходит в актёрской среде, только основной удар идёт по "интеллектуалам": вы не можете считать себя интеллигентом, если не посещаете театр! На уровне низшем та же схема раскрывается не столь изящно: например, ты мент - значит, должен уметь бухать как сволочь.

Говоря короче, у каждой социальной группы есть свой ритуал, и театр - это самопровозглашённый культ "для тех, кто понимает".

Некоторые могут меня обвинить в какой-то "нелюбви" к театру - ничего подобного нет. Я всего лишь защищаю людей других профессий, приносящих обществу пользу - защищаю от социального фашизма, когда некая каста причисляется к небожителям, которым можно всё, а остальные заталкиваются в быдло. Актёр умеет изображать эмоцию? Прекрасно! А слесарь умеет сделать деталь, благодаря которой полетит самолёт. Учитель умеет привить любовь к знаниям, нефтяник добывает нефть. И они все очень нужны нашему обществу - к счастью, нужны не меньше, чем ретрансляторы эмоций.

Мы пережили два десятилетия, когда подрастающее поколение мечтает об известности, бабках и успехе - и к такому "воспитанию" актёрство приложило свою руку в очень значительной степени. Именно "звёзды" стали иконами, которые провоцируют в обществе презрение к человеку реального труда - работать у станка считается унижением своего достоинства. Похоже, пришла пора перевернуть всё с головы на ноги: необходимо загнать актёрское сословие в его нору, чтобы в обществе труда и равенства стало дышать свободнее.