США против Китая

На модерации Отложенный

Не трудно представить, как американский президент объявляет о нападении на Китай.

На финансовых рынках неожиданно начинается спад. С западной точки зрения несложно понять, почему. Президент Обама больше не кажется непобедимым, после выборов в Сенат Массачусетса он будет вынужден противостоять новоявленным республиканским обструкционистам. И пока администрация занимается критикой банков, некоторые Демократы на Капитолийском холме начинают задаваться вопросом, соответствует ли председатель ФРС Бен Бернанке занимаемой должности. Правительства западного полушария изо всех сил стараются найти приемлемые решения для устранения усиливающихся финансовых дисбалансов.

Приведет ли это бесконечному и бесконтрольному росту внешнего долга, который, в итоге, сведет на нет процесс восстановления? Однако не только это приводит к ухудшению финансового настроения. В начале года многие инвесторы думали, что их мир самый лучший. Несмотря на то, что решения по борьбе с финансовым кризисом не были приняты, некоторым казалось, что наконец-то удалось избавиться от проблем кризисной экономики. Темпы роста ускорялись, опасения по поводу дефляции рассеивались, цены на активы быстро росли, и, самое главное, было похоже, что центральные банки намерены удерживать краткосрочные процентные ставки на низком уровне в течение длительного времени. Казалось, все погрузились в экономическую нирвану: Умеренное развитие, возможность снова устанавливать цены и отсутствие роста стоимости капитала.

Однако восстановление активности в западном мире не настолько существенно. Большинство хороших новостей, связанных с ростом мировой экономики, поступают из развивающегося мира, где в последние месяцы главную роль играет Китай. В конце 2008г. многие экономисты полагали, что китайская экономика переживает серьезные трудности в условиях экономического коллапса из-за своей зависимости от экспорта. Как оказалось, объемы экспорта сильно упали, однако в целом экономика оказалась устойчивой, в основном благодаря значительному увеличению расходов на инфраструктуру и большим дополнительным кредитам. На самом деле не будет большим преувеличением сказать, что Китай был основным двигателем восстановления мировой экономики в 2009г. Это достаточно большая экономика - почти равная японской и 1/3 американской - при этом она растет невероятно быстрыми темпами, в три раза быстрее американской.

Мировое восстановление, возглавляемое Китаем, означает разрыв с историей. Причем с этим связаны и очевидные расходы, и преимущества. Для западного мира - устойчивый китайский рост обеспечивает экспорт средств производства, но в тоже время способствует повышению цен на сырьевые товары. Китай, бедная страна в расчете на душу населения, с жадностью поглощает сырье, необходимое для обеспечения инвестиций в инфраструктуру; такой тип капитальных расходов использовался на Западе много десятилетий назад. Притом что после падения спроса в западных странах цены на топливо остаются относительно высокими, ясно, что Китай прилагает все усилия для притяжения мировой экономики.

В тоже время для многих развивающихся стран сила Китая стала существенным противовесом слабости США и Европы. Высокие цены на сырье способствуют росту экспортных доходов Бразилии, Чили, Ближнего Востока, позволяя экономикам занять более выгодную позицию по сравнению с предыдущими мировыми экономическими спадами.

Кризисы платежных балансов прошлого пока что удается держать под контролем. К влиянию Китая следует относиться серьезно. На самом деле, одна из причин беспокойства на финансовых рынках в первые недели нового года кроется в понимании того, что Китай должен ужесточить монетарную политику, пытаясь замедлить рост внутреннего спроса. Китайский экспорт переживает спад не столько из-за быстрого увеличения темпов роста в других странах, а из-за своей сверхвысокой конкурентоспособности. Даже Китаю нелегко справиться с коллапсом мировой торговли подобным тому, что постиг нас в прошлом году.

Однако если мировая торговля стабилизируется, что, судя по всему, происходит в последнее время, объемы китайского экспорта восстановятся. В действительности доля Китая в на мировом рынке постоянно увеличивается. Для некоторых это выражается в существенно заниженном валютном курсе. Лучше смотреть на экспортный успех Китая с точки зрения предложения: капитал 21 века и очень дешевая рабочая сила позволили Китаю добиться высокой конкурентоспособности. В условиях отката экспорта Китай подвергается риску чрезмерно быстрого роста. Действительно, недавно публикованные данные говорят о том, что в последнем квартале 2009г. темпы развития китайской экономики составили 10.7%, соответственно, средние темпы роста за год составили 8.7%. Своевременное увеличение объемов кредитования, пожалуй, оказалось даже слишком эффективным, что привело к очень устойчивому росту и повышению инфляции.

В прежние времена финансовые рынки испугались бы при мысли об ужесточении монетарной политики со стороны ФРС. Алан Гринспен считался колоссом отчасти потому, что, казалось, он определял процентные ставки не только в США, но и во всем мире. Бернанке не обладает подобным статусом отчасти из-за того, что ФРС уже не играет такой важной роли, как раньше. Мир меняется. Инвесторы должны думать о том, что происходит не только в Вашингтоне, но и в Пекине. Если Китай охладит свою экономику, финансовые экономики могут оказаться в уязвимом положении. Усиливающееся влияние Китая вызывает у США сильное беспокойство. Спор по поводу Google - последнее звено в длинной цепи разногласий. Однако худшее, возможно, впереди. Если в конце года Китай продолжит свое стремительное развитие, а США продолжат бороться с высоким уровнем безработицы, не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять - может вспыхнуть серьезный торговый конфликт.

Американцы заявляют, что китайцы умышленно занижают стоимость своей валюты, позволяя китайским компаниям воровать работу у американцев. Китайцы, в свою очередь, утверждают, что США по-прежнему хотят пойти по пути протекционизма, с радостью обвиняя другие страны в их внутренних экономических несчастьях. Боюсь, нам не достает стабильности. Остается только догадываться, чем все это закончится, однако успех Китая будет рассматриваться американцами как вызов господству США. Не трудно представить мир, в котором американский президент, отчаявшийся получить внутреннюю поддержку, делает популистские заявления о нападении на Китай. Тогда мы с легкостью могли бы очутиться в мире торговых войн, усиленного протекционизма и, в конечном счете, коллапса экономической активности. Не удивительно, что инвесторы вдруг занервничали.