Ирония судьбы, или Лужков как агент Медведева

Политолог Станислав Белковский уверен, что пример экс-мэра доказывает элитам необходимость продвижения нынешнего президента на новый срок

Некоторые люди, которые до сих пор имеют счастье лично общаться с Юрием Михайловичем Лужковым, утверждают: экс-мэр на полном серьезе считает себя жертвой кремлевского авторитаризма, уволенной за ее (жертвы) любовь к москвичам и популярность в Москве.

 
Однако сам факт обращения Лужкова за видом на жительство в Латвии свидетельствует: не во всех вопросах бывший столичный градоначальник одинаково неадекватен. Он, пожалуй, довольно трезво оценивает возможности/перспективы уголовного преследования себя и своей супруги Елены Батуриной в России. И заблаговременно готовит запасной правовой аэродром. Хотя, может быть, Лужков и не верит, что даже теоретически может стать зэком, а просто подчиняется безукоризненному прагматизму рыночной жены.
 
Потенциальных (политических) оснований для возбуждения уголовных дел против Лужкова и Батуриной есть, как минимум, два.
 
1. Некоторые федеральные ФПГ проявляют интересы к покупке компании (группы) «Интеко», пока принадлежащей г-же Батуриной, по «правильной» цене (т.е. существенно ниже цены рыночной). По некоторым данным, среди возможных покупателей – ставшие в последнее время знаменитыми строителями братья Ротенберги (Борис и Аркадий). Судя по всему, именно их интересы представляет бизнесмен Василий Анисимов, владелец торгово-девелоперской фирмы Coalco и президент Федерации дзюдо РФ, который 17 декабря 2010 года в Вене предложил жене Лужкова за «Интеко» $400 млн. Что представитель «Интеко» прямо назвал рэкетом. По некоторым данным, на батуринско-интечном горизонте недавно нарисовался еще один представитель потенциальных покупателей – Роман Троценко, глава «Объединенной судостроительной корпорации». Интерес к «Интеко» может проявлять и Олег Дерипаска, чьи «Главмосстрой», «Моспромстройматериалы» и прочие строительно-риелторские компании очень нуждаются в расширении и укреплении позиций на рынке столичного региона.
 
Хорошо известно, что уголовное дело в современной России – почти безотказный способ давления на продавца с целью формирования той самой «правильной» цены сделки. Так что вести переговоры о продаже «Интеко» продавцам лучше вне зоны контроля российских правоохранительных органов.
 
2. Юрий Лужков – идеальная жертва для антикоррупционной части предвыборной кампании 2012 г. Для Кремля и президента Дмитрия Медведева экс-мэр – отрезанный ломоть, в отношениях с которым нечего терять. Кстати, на недавнем (13.01.2011) заседании президентского Совета по противодействию коррупции Медведев почему-то дал понять, что средоточием мздоимства остаются-таки московские чиновники лужковского призыва, именно и едва ли не только они. Ибо у них есть «дворцы за городом» и еще много всего. (Надо думать, у других чиновников ничего такого не наблюдается в принципе). Лужков за решеткой может представляться Кремлю весомым доказательством подлинности антикоррупционных намерений президента, идущего на свой второй срок. Так что предвыборный сезон 2011/12 Юрию Михайловичу, возможно, тоже лучше пережить за пределами страны, что его вскормила.
 
Совершенно логично и обращение Лужкова к Латвии, которую он на посту мэра любил жестко критиковать за неправильное отношение к ветеранам Великой Отечественной войны, русскому языку и русским вообще. Латвия сегодня фактически продает пятилетний вид на жительство, позволяющий без виз перемещаться по странам Шенгенской зоны, а также беспрепятственно въезжать в Великобританию, что для Лужкова и его семейства особенно существенно: в российских элитах уже поняли, что эта страна с наименьшей вероятностью выдаст своего гостя российской прокуратуре «в случае чего». Соискатель вида на жительство должен купить в Латвии недвижимость стоимостью не менее $100 000 или просто разместить в латвийском банке накопления размером не менее $400 000. Лужков уже внес на свой счет в Rietumu Banka, как принято считать, порядка $800 000.
 
Хотя дело, конечно, не только в том, чтобы успешно бегать от российских силовых структур. Всякий уважающий себя представитель российской элиты живет ради того, чтобы в конечном счете стать интегральной составной частью элиты международной. А значит, свободно ездить по «цивилизованному миру». Лужков, подобно многочисленным себе подобным, увидел инструмент, позволяющий путешествовать по Европе. Осталось только обрести его.
 
А с этим у Юрия Михайловича уже возникли проблемы.
Видимо, кто-то изначально сказал ему, что латвийские банки, после всемирного кризиса особенно заинтересованные в лужковско-батуринских и приравненных к ним авуарах, костьми лягут, но вид на жительство для экс-мэра пробьют. При этом Лужкова забыли проинформировать, что Латвия, все-таки, – государство европейское. В ней есть политическая элита, несколько отделенная от финансовой. И эта элита просто не может закрыть глаза на то, что заветный документ пытается получить политик (пусть и отставной), который долгие годы относился к Латвийской Республике с подчеркнутым пренебрежением. Министр внутренних дел Латвии Линда Мурниеце уже сказала, что готова заблокировать решение о выдаче Лужкову вида на жительство. Правда, на защиту нашего Юрьмихалыча публично встал министр обороны Артис Пабрикс, по мнению которого старые высказывания Лужкова к делу не подошьешь. Так что у ЮМЛа еще остается мерцающая надежда. Она умрет последней.
 
Надо сказать, что и Великобритания совсем не в восторге от перспективы видеть у себя семью богатейшей женщины России. В конце прошлого года Елена Батурина подверглась в лондонскому аэропорту «Хитроу» углубленному и унизительному досмотру. По некоторым данным, батуринская семья заподозрила в причастности к организации этой акции устрашения российского банкира Александра Лебедева, давнего оппонента Лужкова, имеющего среди англичан некоторые позиции. Я, впрочем, уверен, что Лебедев совершенно ни при чем и не мог быть при чем: в Великобритании классические российские технологии заказного наезда, как правило, не работают. Просто британские власти не очень хотят видеть у себя людей с сомнительной репутацией и столь же сомнительными капиталами, вокруг которых (и капиталов, и людей) в любой момент может вспыхнуть какой-нибудь гигантский скандал. Ясно же, что стоит только капитально впустить Лужкова с Батуриной – потом их, по британским законам, фиг вытуришь.
 
Почти одновременно с демонстративным задержанием г-жи Батуриной в «Хитроу» Верховный суд Австрии обязал ее заплатить почти 800 тыс. евро организаторам теннисного турнира в Кицбюэле, который Елена Николаевна некогда обещала спонсировать, но в последний момент, как это часто бывает с российскими крупными капиталистами, передумала («кинула», как говорят в РФ-народе). И теперь проблема для Батуриной не столько в этих восьмистах тысячах (за такие деньги она с постели не встанет!), а все в том же – репутации. Понятии, которое капитаны российского бизнеса просто и искренне не понимают и существования которого практически не признают. «Репутация – mother fucker!» – говорил в некоей ситуации, схожей с нынешней батуринской, один из ключевых членов команды Чубайса.
 
Так что современный опыт Лужкова российской правящей элите должен быть очень полезен и интересен. Еще и потому, что он объясняет нам, зачем этой элите нужен в 2012-м году президент Дмитрий Медведев. Как бы слабо, легковесно, забавно, а порой – откровенно анекдотично он ни выглядел.
 
Медведев с его образом (незаслуженным, но это не важно) либерала и западника способен внести существенный вклад в легализацию крупного российского капитала на Западе. Легализации и личной, и финансовой. Что такое легализация? Ну, это состояние, при котором Лужкову сразу дают вид на жительство, а Батурину не обыскивают в аэропорту. Когда их считают уважаемыми членами уважаемого общества, прибывшими «к нам сюда» из вполне дружественной страны, от плоти вполне цивилизованного народа.
 
Орудие легализации – геополитические и экономические уступки России ведущим западным странам. Формальным и пропагандистским поводом для уступок – не говорить же о легализации вслух! – станут острейшие потребности российской модернизации. Т.е. официальная легенда: уступки в обмен на технологии (а не легализацию элит).
Возвращение Путина (с его образом кагэбэшника и тирана, незаслуженным, но это не важно) на пост президента нанесло бы легализационным процессам труднопоправимый, почти смертельный урон. Несмотря даже на продолжение уступок. Вот почему должен остаться Медведев. Сразу оговоримся: в рамках инерционного, а не катастрофического сценария. При опережающем выборы-2012 развитии катастрофы возможно всякое.
 
И Юрий Михайлович, столь жестко уволенный Медведевым минувшей осенью, сегодня, со всеми своими заграничными мытарствами, фактически выступает рекламным агентом своего обидчика-президента в российских элитах. Он личным примером доказывает, почему на 2012-й год надо двигать Медведева, не Путина.
 
Такая вот ирония судьбы.

Источник: http://slon.ru/articles/522458/

25
884
12