Как государство Украина появилась случайно...

На модерации Отложенный

Как государство Украина появилась достаточно случайно. Она возникла в ходе первой мировой и гражданских войн как республика с государственными претензиями. Границы Украины определялись фронтами размещения армий. Например, восточная граница фактически совпадает с фронтом немецко-австрийской армии во время первой мировой войны. Другие границы определялись в ходе гражданской войны. Последнее изменение границ – хрущевская акция по дарению Украине Крыма и части прилегающих территорий.

Так или иначе, сейчас Украина – это политическая реальность. Однако наличие на карте мира еще не решает внутренних проблем страны. И, пожалуй, самая главная их них – несформированность единого элитного и концептуального пространства Украины. До сих пор в разных частях этого государства диаметрально противоположные мнения по поводу того, чем же все-таки является Украина.

Начиная с 90х годов руководящие посты в Украине занимают выходцы из западноукраинской, особенно галицкой и волынской, интеллигенции. Эта часть украинского населения видит Украину говорящей на украинском языке, причем с западноукраинским диалектом, и максимально удаленную от России. Неудивительно – они опираются на свой исторический опыт конфликта и даже войны с Россией. Дружбы с Россией у них, собственно, никогда и не было. В одно время Западная Украина входила в состав Австро-Венгрии, и ее жители призывались в австро-венгерскую армию. Они воевали с русскими войсками в Карпатах с 1914 по 1918 год. После чего плавно перешли к формированию дивизий сечевых стрельцов, которые ставили задачей создание украинского национального государства. Спустя некоторое время они боролись с уже поляками. И одновременно - с Советами. Впрочем, бороться с Советами тогда было тяжело. После 1939го они опять выступали против советской власти. Потом бились одновременно с немцами и с советской властью. Борьба с советской властью продолжилась и после ухода немцев. Окончательно западноукраинские националисты покорились лишь в конце пятидесятых, смирившись с неумолимой, как тогда казалось, реальностью и растворившись в СССР.

В СССР западные украинцы всегда составляли огромный пласт диссидентского  националистического движения.  Поэт Василь Стус, лидер Руха Вячеслав Чорновил, а также различные греко-католические священники и епископы – все они  в 70-80е годы сидели по политическим статьям в советских лагерях. Все это никак не порождало особую симпатию к России среди западноукраинской интеллигенции, да и остального населения западной Украины. В том числе и к СССР, который они считали одним из исторических воплощений России. Поэтому их политика – это естественное продолжение войны против всех, против кого они воевали последние 150 лет.

Полное господство западноукраинского элемента в украинской элите, начиная с Кравчука и заканчивая Ющенко, привело к созданию на Украине специфической ситуации. Получилось, что от имени Украины говорят фактически лишь два ее района – Галичина и Волынь. Представители этой части украинского населения до сих проводили в жизнь политику решительной русофобии в интересах украинского национализма. В том виде, как они его понимали. Во всех регионах Украины националисты начали массированное наступление на украинскую молодежь. С попытками переписать историю так, чтобы на место общих русско-украинских героев поставить своих героев. Так, чтобы изменить украинский язык до максимальной несхожести с русским.

Можно сказать, что все это время они продвигались к своей цели пятнадцатимильными шагами. Собирались создать украинское национальное государство, которое выступало бы единым субъектом на мировой арене. В рамках этого государства русские или татары состояли бы как национальные меньшинства. Причем татар должно было быть больше, чем русских. Для этого русское население записывали как украинцев. А если ты украинец, то украинизироваться обязан.

Теперь оранжевые потерпели поражение. Семь процентов Ющенко – это фактически вотум недоверия всей политике украинизации. Юлия Тимошенко – персона более сложная. Этнически она даже и не украинка. Она могла бы быть кем угодно, исходя из выгоды и рациональных предпочтений. Она предпочла бренд украинизации в то время, когда на востоке стала формироваться оппозиция. Мощная экономическая, социальная и - как мы увидели на выборах - политическая группировка. Антитеза той версии Украины, которая продвигалась с запада.

Украинский Восток видит совершенно другую Украину –  такую, которая столетиями ориентировалась на Россию. Здесь никогда не воевали с Россией.  Даже махновское движение, которое развивалось на востоке Украины в приднепровских губерниях, на самом деле не было русофобским. Сам Махно говорил и выпускал свои приказы на русском, его армия была космополитична и полиязычна. Поэтому та ненависть, что навязывается по отношению к России, казалась и кажется до сих пор  дикой для жителей центральноукраинских регионов - Полтавской, Винницкой, Житомирской, Кременчугской и даже Хмельницкой областей.

Конфликт был неизбежен. И он вскрылся зимой этого года - к власти пришел Восток. За эти годы он утратил свои гуманитарные иллюзии. Начиная когда-то как консорциум элит, связанных с самыми высокоразвитыми промышленными регионами Украины – с металлургией, химической и угольной отраслями - Восток превратился в реальную политическую силу, которая сейчас называется Партией Регионов.

Восток заявляет претензии на создание иной концепции Украины – Украина двуязычная, максимально связанной с Россией как своим историческим партнером и союзником, органической частью украинской политики. Потому что это не Россия потеряла в свое время Украину, а Украина потеряла огромную Россию с Сибирью и Дальним Востоком. Украинцы всегда играл важную роль в формировании политического слоя, военных, научных  и социальных кадров страны, раскинувшейся от Балтики до Охотского моря.

И в первые сто дней Виктора Януковича Восток пошел в контрнаступление, отвоевывая позиции, утраченные на протяжении предыдущих двадцати лет. Пусть пока нерешительно, но некоторые шаги уже сейчас не могут не радовать. Например, заявление о возращении нормального изучения русского языка, которое сделал Дмитрий Табачник, министр образования Украины, замечательный человек и настоящий патриот. А также концептуальные предложения по экономическому сотрудничеству с Россией, которые проговаривались на высшем уровне.

Однако не будем строить иллюзий – у этой политике в запасе всего два года. Пока в Белом Доме Барак Обама, готовый уничтожать политическое наследие нео-консерваторов и республиканцев, с которыми тесно связан Ющенко и его последыши. В основном они связаны с американо-украинской иммиграцией, симпатизирующей колобрационистам, которые когда-то сотрудничали с Гитлеровцами и бежали на запад, где попали в руки к американцам.

Сейчас надо наступать по всем фронтам. Соглашение по черноморскому флоту – это очень хорошо. По экономике – очень хорошо. Попытки проведения закона о двух языках - совсем хорошо, но даже внутри Партии Регионов совершенно различное отношение к этому закону.

Я считаю, что надо добиваться утверждения двух языков на уровне Верховной Рады. Это укрепит целостность Украины  и ее ориентацию на Россию. Именно на Россию, а не на Европу, которая задыхается в дефиците. Евросоюз не может справиться со своими финансовыми рынками и видимо вскоре падет жертвою полномасштабного экономического кризиса. Только на этот раз кризис будет серьезнее, и выбраться из него самостоятельно у Европы уже не получится. Россия в принципиально иной ситуации. Она располагает гигантским запасом энергоресурсом, и премьер Путин сейчас упорно выстраивает отрасль, чтобы она приносила еще больше денег.  Россия - обладатель значительных территориальных и человеческих ресурсов. А с Украиной эти ресурсы станут еще больше.

Россия должна всячески содействовать тем усилиям, которые сейчас предпринимает Партия Регионов. Нельзя строить отношения в одном только прагматическом ключе,- мол, вы нам это, мы вам то. Гибнущую украинскую экономику может спасти только Россия. Евросоюз этим заниматься никогда не будет. Надо содействовать внятной инвентаризации украинской экономики с постепенным переходом в руки российских корпораций тех украинских активов, которые украинцы не в состоянии содержать сами. Есть смысл их покупать, даже не смотря на то, что иногда украинцы предлагают купить предприятия, в модернизацию которых потребуется вложить больше денег, чем они сами по себе стоят. Многие из них абсолютно нерентабельные и рентабельными никогда не будут. Однако приход российского капитала в украинское пространство оживит украинскую экономику и даст ей инвестиции для решения социальных задач.

Необходимо создание уже в ближайший момент полномасштабного российско–украинского диалога. По типу российско-германского форума, который существует в Петербурге. В нем принимают участие и высшие лица государств, и чиновничий истэблишмент, бизнес-элита, журналисты, эксперты – то есть все слои общества, которые имеют какое-то значение в определении стратегии. Я предложил бы его назвать харьковским форумом, по харьковской декларации, которую подписали Медведев и Янукович. Она может являться политической платформой для этого диалога. В нем будут участвовать все политические силы с обеих сторон. Украинская элита нуждается в полноценном диалоге с Россией - не в отдельных семинарах или круглых столах, а в стратегическом форуме, формирующим повестку дня российско-украинских отношений по всем спорным вопросам – эокономике, социальной и национальной политике, истории.

Все это - сложная дипломатическая политика, но Россия не должна допустить раскола Украины. Это неизбежно приведет к дестабилизации, в том числе, и Европы. Галичина и Волынь начнут предъявлять претензии к полякам, венграм, румынам. Они создадут крайне радикальное по внутренним взглядам государство, которому надо будет пройти огромный путь к тому, что европейцы называют европейской демократией. В этом государстве задавать тон будет греко-католическая церковь и националисты со всей своей бандеровской мифологией, со всеми своими формами ненависти и претензиями к окружающим народам и государствам.

Мы должны работать и с Западом Украины. Надо активнее присутствовать во Львове, говорить с людьми, объяснять им исторический интерес взаимодействия с Россией. Надо с уважением относиться к каждой части Украины и прислушиваться к разным мнениям. Однако при этом ориентироваться на большинство населения. А сегодня оно на стороне того мировоззрения, которое воплощает в себе Партия регионов и Виктор Янукович.