Студентам предложили сделку с государством

На модерации Отложенный

Студентам предложили до 5 лет службы в госаппарате в обмен на 50% прибавку к стипендии
 
И до, и, особенно, во время кризиса госслужба в России воспринималась как одно из самых желанных мест работы: согласно опросам, более 50% граждан хотели бы стать бюрократами. Но хотеть – не значит работать. По оценкам даже факультетов госуправления, не более 20% их выпускников идут в чиновники. Чтобы как-то стимулировать приток молодой крови в госаппарат, правительство утвердило типовой договор для студентов. Подписавшие его после окончания вуза будут обязаны поработать на государство; взамен они получат 50% прибавку к стипендии.

Суммы, однако, смешные: в прошедшем учебном году для студентов очных отделений госвузов академическая стипендия составила 1440 рублей (без учета прибавок от самого вуза и стипендий-грантов). Если в 2010–2011 гг. стипендии не повысят, то прибавку в 720 рублей многие просто не заметят. А отрабатывать этот дополнительный доход придется не меньше одного года.

Как рассказал мне знакомый, окончивший факультет госуправления МГУ, многие изначально не хотят работать на государство, а выбирают этот факультет только потому, что учиться там престижно: после него в любую компанию возьмут. На сайте студенческого центра карьеры факультета нет ни одной вакансии в госаппарате, зато частные компании, такие как «Росно» или Adidas, не прочь взять студентов на стажировку.

Интересно в правительственной идее и то, что заключить договор с государством и рассчитывать на прибавку можно только после второго курса, но и не позже, чем за год до окончания вуза. В договоре сразу прописывается, в каком органе власти придется работать после выпуска.

Однако, по словам доцента факультета государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ Павла Кудюкина, даже те, кто еще на первых курсах спал и видел себя сотрудником какого-нибудь министерства, к последнему курсу теряют интерес и уже не хотят стать чиновниками (в тех же госкомпаниях доходы больше).

Так что государство, оттягивая время заключения договора, рискует и эти единицы желающих растерять.

Правда, после подписания контракта можно отказаться работать на государство – к примеру, по болезни или в случае заключения брака с военнослужащими. Если же столь уважительных причин не найдется, то придется возместить все расходы (ту самую 50% надбавку).

Разорвать контракт может и государство. Если по какой-то причине в госорганах не рады видеть студента, с которым заключили контракт, то ему должны выплатить два минимальных оклада, предусмотренных договором.

Нужны ли неопытные выпускники государству – тоже вопрос. Куда эффективнее было бы привлекать на госслужбу людей, которые уже достигли чего-то в частном бизнесе. Но пока государство не может и не хочет объяснять этим людям, зачем им работать в госаппарате. Директор «Института региональной политики» Булат Столяров отмечает, что число бывших бизнесменов на госслужбе в последнее время только снижается, а качество госуправления деградирует. По его словам, в некоторых ведомствах не заполнено 20–60% кадровой сетки, но лучшие уходят в госкорпорации и бизнес; а теми, кто остается на рынке труда, штат не закрыть.

Может, чиновникам и кажется, что стимулировать молодежь к приходу на госслужбу гораздо проще, чем мастодонтов бизнеса, или что неопытные выпускники, которые жизни не видели и нигде больше не работали, с радостью согласятся и на такие условия. Но выпускников в крупных городах не заманишь на госслужбу прибавкой к стипендии меньше 1000 рублей. А в тех городах и регионах, где доходы невелики, и этот стимул выглядит существенным, и заманивать не нужно: работа на государство и так притягивает очень многих.