Легко ли отличить Ленина от Гитлера?

На модерации Отложенный

Ленина отличала от большинства вождей и пророков способность (и готовность) признавать свои ошибки. Вообще же вожди и пророки этого страшно не любят, и правильно делают: признал, что ошибался вчера, значит, можешь ошибиться и сегодня. Тебе уже нельзя верить безоговорочно.

Ленина роднила с большинством политиков неспособность испытывать моральные страдания от последствий своих ошибок. Угрызения, скажем так, совести.

(Это душевное качество или его отсутствие унаследовали все поколения ленинцев. От сегодняшних коммунистов требуют покаяния. А те признают, что - да, перегибы и отклонения имели место, но каяться не в чем: время было такое, сложное).

Вот Ленин решает перейти к нэпу. Для этого потребовались крестьянские восстания, Кронштадтский мятеж, десятки тысяч погибших. Если он такой гениальный стратег и тактик, мог бы и раньше прозреть, а не цепляться за марксистские догмы!

И - ни тени сожаления об этих жертвах, которых можно было бы избежать, если бы вождя осенило на месяц-другой раньше. Ленин строит целую теорию, чтобы оправдывать закономерность таких ошибочек: надо-де забежать вперед, пойти дальше, чем необходимо, дабы закрепить ранее достигнутое.

Незадолго до окончательного помрачения рассудка Ленин приходит к выводу: мы должны пересмотреть наши взгляды на социализм. На самом деле социализм, как вдруг выяснилось, это строй цивилизованных кооператоров. Следует поощрять старательных земледельцев (независимо от того, бедняки они или кулаки - про «кулаков» вообще не упоминается). «И не сметь командовать крестьянином!».

Значит, всё то, что он говорил совсем недавно о крестьянстве как естественном враге социализма, всё то, что провозглашал как единственно правильные решения, - это все было заблуждением? По меньшей мере, некритическим повторением устаревших догматов?

Его беззастенчивость и безответственность по-своему даже величественны. Ни тени сомнения в своей, на этот раз уж точно полной и безоговорочной, правоте.

Эта титаническая самоуверенность плюс беззастенчивость и безответственность - для политика скорее плюс, чем минус, а уж вождю и пророку набор этих качеств совершенно необходим.

Недаром же Ленин учил: «Народ скорее простит руководству ошибку, которую он в большинстве случаев даже не заметит, чем малейшую неуверенность, ибо если верхи не могут принять решения, низы приходят в волнение». (ПСС, т.23, стр.379)…

…Вот как я вас только что разыграл, а вы и не заметили! Вышеприведенное высказывание принадлежит не Ленину, а, совсем наоборот, Гитлеру.

Но Ленин вполне мог сказать что-нибудь похожее, это в его стиле. Не верите? Для вас между Лениным и Гитлером нет и не может быть ничего общего? Тогда попробуйте определить, кому из них принадлежит то или иное из нижеприведенных высказываний:

«Движению нашему не смогли повредить никакие преследования его вождей, никакая клевета, никакая напраслина. Из всех преследований оно выходило все более и более сильным, потому что идеи наши верны, цели наши чисты и готовность наших сторонников к самопожертвованию - вне всякого сомнения».

«Кто не хочет участвовать в драке, тот не заслуживает права на жизнь»

«Чем больше руководитель сам потерял веру в то, что он говорит, тем более пустой и плоской становится его аргументация».

«Движение должно воспитывать своих членов так, чтобы борьба не казалась им чем-то тягостным, а чтобы они сами рвались навстречу борьбе. Они не должны бояться вражды со стороны противника. Напротив, эту вражду они должны рассматривать, как первое доказательство того, что собственное движение имеет право на существование. Не страшиться ненависти со стороны противника должны мы, а стремиться к тому, чтобы он как можно глубже ненавидел нас за нашу работу на пользу нашему народу. При этом надо заранее знать, что раз враг нас ненавидит, то он будет на нас также лгать и клеветать.»

«...пусть они (противники – А.Х.) нас высмеивают или ругают, пусть изображают нас клоунами или преступниками, лишь бы только они побольше говорили о нас, лишь бы только рабочие заинтересовывались нашим движением и начинали видеть в нас определенную силу, с которой раньше или позже придется считаться.»

«Буржуа становится способен на подвиг, как только протягивают руку к его кошельку».

«Неискренность есть признак нехватки мужества».

«Буржуазное право - это систематизация знаний о том, как перекладывать ответственность».

«Политик не имеет права быть пессимистом»*.

Не правда ли, сходу и не различишь? Антиподы, оказывается, весьма близки – само собой разумеется, не по мировоззрению, а по типу мышления и манере излагать свои мысли. Бескомпромиссность, запальчивость, резкость формулировок, не допускающих сомнений и тем более возражений, – черты, которые так импонируют в своих лидерах и кажутся такими отвратительными в чужих.

* Для самым любопытным: ВСЕ вышеприведенные высказывания принадлежат А.Гитлеру.