Запах инноваций

На модерации Отложенный

«Вот настали времена,
Что ни день, то чудо…»
Демьян Бедный

Поездки на заграничные бизнес конференции дают возможность знакомиться с начальством, в обычных условиях недоступным. А известного рода биотехнологические продукты (совсем не инновационные) развязывают накрепко завязанные языки. Раскрывать имена, мероприятия и явки — не дело. Однако поделиться интригующими сведениями — не грех, если вычислить по ним источники затруднительно. Итак, в который раз — но впервые столь откровенно — об инновациях ближайшего будущего.

Согласно закону, участники Сколкова получают исключительные налоговые и иные льготы. Поэтому начальство озаботилось поиском «фильтров» — признаков, отличающих «овец» от «козлищ», без чего резидентами Сколкова вскоре окажутся все без исключения юридические лица РФ. Тут же обнаружилось: какие признаки ни применяй, статус участника неизбежно получат кому не следует — а кому следует, могут остаться за порогом. (Да и продажи «правильной» на момент принятия решения компании в «левые» руки как избежать?). Что же делать? Отказаться от льгот инновационным компаниям, загубив на корню замысел Сколково во имя спасения бюджета? Или забыть о бюджете во имя инноваций?

Как ни удивительно, решение пришло из самого Сколкова. Как известно, лица юридические — всего лишь представители живых людей, именуемых на диком юридическом наречии лицами «физическими». (Вызывает всегда недоумение, отчего не химическими, геометрическими или философскими?). Поэтому принято соломоново решение: владельцев и директоров компаний — участников Сколково окольцовывать ножными браслетами, какие надевают в Голливудских фильмах на преступников. Тем самым лица физические, ответственные за налоговые и иные злоупотребления лиц юридических (компаний), всегда будут в досягаемости правосудия: их перемещения отследят спутники системы GPS.

Решение идеально инновационное, но не идеальное: за границу с браслетом так запросто не выпустят. Несколько человек из уже «окольцованных» резидентов Сколково получали санкцию Президента РФ, то есть главы Комиссии по модернизации, на временную перекодировку браслетов Службой судебных приставов (управляет системой). Останется ли время у президента для государственной работы, когда окольцованных сколковцев станет больше? Пока непонятно, и что делать с иностранцами. Их старательно заманивают на те самые ответственные роли в инновационных компаниях. Можно предложить им перевезти в Сколково семьи и сократить перемещения за рубеж до минимума. Но, как говорилось в анекдоте советских времен, «он не сумасшедший, он слепой».

«Браслетная» технология затрудняет и омовения (душ, ванну, фуро и т.д.), и тепловые процедуры (сауну, баню, хамам). А бассейн или пляж? Насмотревшиеся американских триллеров будут пугаться. Толщина лодыжек венчурных капиталистов оказалась больше, чем у уголовников: браслетов крупных размеров недостает. Наконец, как объяснить в деликатный момент даме, что ты не отпущенный из зоны на побывку маньяк, а инновационный предприниматель? Вопросы, способные загубить инновацию на корню. Впрочем, уже получила статус участника Сколкова (вместе с браслетами!) компания, разрабатывающая специальный чип, имплантируемый в тело человека. Однако и чип не панацея. Его можно вырезать, как аденоиды. Поэтому при попытке несанкционированного извлечения он выделяет вещество, необратимое поражающее половую способность мужчин (все запатентовано и готово к применению). А что же женщины? Главная надежда «браслетной» технологии избежать убийственной конкуренции с чипами — политическая корректность: вещество не наносит вреда женскому организму — и не препятствует уклоняться от налогов. Запретить ли женщинам участие в Сколково? (Вопрос стал предметом разногласий консервативного правительства и либеральной администрации президента).

Существует и вероятность нештатного срабатывания. Непонятно, и как избежать появления компьютерного вируса, запускающего выделение поражающего мужскую силу вещества? И кто согласится принять подобный риск? С другой стороны, за мзду готовы будут претерпеть «отравление» лица, собирающиеся сменить пол. Хронические и урожденные импотенты и маразматики — также потенциальные соучастники организаторов уклонения от налогов. Получается, некоторые «меньшинства» также придётся отсечь от Сколкова? Что тогда с поддержкой проекта Западом? В общем, чип оказывается не менее неисчерпаем на противоречия, чем браслет. Ходят также непроверенные слухи, что вещество, поражающее мужчин, у женщин вызывает исключительно острые эротические ощущения, с первой пробы создающие стойкую зависимость типа наркотической. И хотя решение о чипах пока не принято, во избежание нападений на инноваторов банд гоняющихся за чипами сексуальных маньячек, вокруг Сколкова уже строится высокий забор.

Что же до браслетов, если они докажут свою полезность на участниках Сколково, правительство имеет виды распространить их ношение на всех. Первыми станут ответственные за уплату налогов предприятиями лица (те же владельцы, директоры и бухгалтеры). Затем браслеты получат владельцы недвижимости, автомобилей, мобильных телефонов и т.д. Их приобретение и ношение будет добровольным, но уклоняющиеся станут платить налоги и коммунальные платежи в тройном размере. Говорят, «Нокиа» уже строит в Сколково завод по производству браслетов, совмещенных со смартфонами.

По мере распространения браслетов, они смогут выполнять всё более широкий круг задач. Удостоверение личности, банковская карта, социальная карта, удостоверение ОМС, проездные документы, водительские «права», голосование на выборах, непрерывный съем температуры, давления, сердечного ритма, уровня сахара в крови… С другой стороны, возможности находящегося на поверхности тела браслета неизбежно ограничены. Что же до имплантированного чипа, чудеса, которые для него — обыденность, сегодня никому и не снились.

Вместо приема успокоительных и снотворных таблеток, чипонос сможет заказать передачу со спутника прямо в свою голову особых успокаивающих бета- гамма-ритмов костного мозга. Услуга будет оплачиваться при помощи того же имплантированного чипа, который будет модулировать и успокаивающие электрические сигналы. Применение неправильных тарифов или приписывание якобы использованных минут (частые жалобы обладателей мобильных телефонов) исключено. Можно будет и «смотреть» фильмы по заказу (как сейчас на кабельных ТВ каналах) прямо в голове, без телевизора. Сейчас разработчики добиваются, чтобы сидящие рядом на диване могли «смотреть» разные фильмы: пока помехи от самого чипа идут на несколько десятков метров. Думают и о специальных антеннах: пока обратная связь чипа со спутником осуществляется через мобильный телефон, как у спутникового Интернета, что весьма неудобно. Возможность участвовать в разработке моделей антенн сделает сторонниками проекта все модные дома Европы и мира (по слухам, Диор уже предложил шляпу-антенну, делающую носителя похожим на мухомор). Решив эти проблемы, можно будет реализовать мечту человечества о телепатии. Правда, от возможности чтения мыслей жен и друзей предостерегают психологи.

Легче станет предотвращать несанкционированные митинги и шествия. Передача на чипы протестующих успокоительных импульсов окажет и лечебное воздействие. Тяга протестовать сменится желанием клеить бумажные коробочки, в критических случаях — охотиться на комаров и мух. Правда, выяснилось, что бета- и гамма-ритмы, успокаивающие политически возбудимых граждан, одновременно ответственны за регулирование желания оправиться. Не ощущая привычного дискомфорта, участники несанкционированных выступлений будут банально обделываться. Однако велика ли такая цена общественного спокойствия? Да и ОПОН вместо дубинок станет оснащаться памперсами для раздачи демонстрантам. А рекламодатели? Что лучше привлекло бы телезрителей, чем вид Немцова, Милова, Каспарова, Лимонова и примкнувшей к ним Хакамады, оскандалившихся у всех на виду? (Непроизвольные физиологические отправления демонстрантов уже заслужили у понимающих имя «постгалеризма»). Пока неясно, как ограничить воздействие лучей на случайных прохожих; специальные отражающие шлемы для полиции разработаны; ждут одобрения Навального, чтобы госзакупить не имеющую аналогов продукцию без конкурса.

Неизмеримы возможности приборов в борьбе с коррупцией. Чиновники будут получать на выдаваемые им устройства сигналы нескольких видов. Один из них — иронически названный в АП «инвестиционный климат» — будет вызывать тошноту при попытках затягивания процедур и вымогания взяток (невольно вспоминается антабус, который вшивали алкоголикам в советские времена). Сила ощущения будет пропорциональна вымогаемой сумме.

Нерешенным пока остается вопрос о высших руководителях. Принуждение их к ношению устройств создает риск вмешательства хакеров, работающих на зарубежные правительства, и обычных хулиганов. Однако радикальные демократы настаивают, чтобы все избиратели имели постоянную возможность выражать свое недовольство начальством путем посылки им соответствующих сигналов. Характер сигнала (та же тошнота или эйфория) будет определяться демократически: большинством голосов. Консерваторы не согласны, и одновременно требуют, чтобы возможность выражения своего отношения была у граждан в отношении олигархов. В элите нет единства, как избежать этого. Возможно, компромиссным решением перед выборами станет принесение в жертву одного Чубайса. В «запасных» — Лужков, Батурина, Рахимов. Говорят, проверить собственную популярность на приборе предложили Навальному. Блогер размышляет.

В подковерных схватках особую ярость проявляют лоббисты производителей и продавцов телевизоров — и, как ни странно, товаров для взрослых. Если устройство будет взломано, как привозимые из-за границы айфоны (для перенастройки на использование в наших сетях), чипонос сможет вызывать ощущения путем прямого воздействия на центры удовольствия, нажимая на кнопки обычного пульта для телевизора. Спрос на «игрушки» известного рода исчезнет (как и на телевизоры). Те же, в сущности, причины вызывают опасения медиков, демографов, производителей алкоголя и наркоторговцев. В известных опытах крысы доводили себя до изнеможения и смерти, получив неограниченный доступ к источнику эйфории. Удержатся ли люди?

Противоречия научно-технического прогресса в области электричества и ИТ многообразны и запутаны. (Особенно сильно это ощущается в первых числах апреля). Поневоле мысль возвращается к биотехнологиям. Скажем, предлагавшееся Ильичом производство водки из торфа нанотехнологи в один миг наладят. Но торф есть не везде. Пролетарский поэт куда инновационней завернул. Как говорилось в старом анекдоте на сходную тему, «осталось только запах отбить».

С первым апреля!