Крылья советника

На модерации Отложенный

Если бы мы с вами что-нибудь понимали в государственной службе, разве мы сейчас сидели бы, где сидим? А мы сидим и наивно думаем, что советник — это самодостаточный человек с головой и опытом, проявляющий жизнеспособность без подключения к аппарату.

Тут казанский юрист Масгут Хафизов, проявляющий интерес к нормативным и подзаконным актам, обратил внимание редакции на любопытный документ. Это указ президента Татарстана Рустама Минниханова, которым определен штат сотрудников, приданных Минтимеру Шаймиеву, бывшему президенту, а ныне — государственному советнику Республики Татарстан.

Напомним, в мартовской публикации «Воздать должность» «Новая газета» рассказывала, что ради придания отставному президенту высокого статуса в Татарстане внесли изменения в конституцию республики и учредили второй по значимости пост — государственного советника Республики Татарстан. Именно так: не советника президента или еще кого-то, а советника республики! Редакция не скрывала своего недоумения. Коль Минтимер Шаймиев сам по себе величина, то неужели к его советам не станут прислушиваться, если его авторитет не подкрепить высокой должностью? Да еще весьма искусственной, какой нет ни в одном субъекте Федерации.

Ну так вот, после сообщений о том, что советник республики будет трудиться на безвозмездной основе (то есть не как мы, загребающие то аванс, то получку), вышел указ, из которого понятно, что невиданная ранее должность требует хорошо оплаченной бюрократической поддержки. Перво-наперво образуется секретариат государственного советника. В него передаются шесть штатных единиц из аппарата президента республики. Помимо руководителя секретариата и его заместителя учреждаются должности помощника государственного советника, референта, главного специалиста и…(тут надо цитировать точно, хотя все равно никто не поверит) должность «главного советника секретариата государственного советника Республики Татарстан».

Представьте, входит человек и говорит: «Здравствуйте, я главный советник секретариата государственного советника…» Что он услышит в ответ? «Не волнуйтесь, дорогой, повторите, пожалуйста, помедленнее…»

Если бы мы с вами разбирались в тонкостях государственной службы, занимали бы сами должности в различных секретариатах, а не занимались бы ерундой. А то один из нас легкомысленно пишет, а другие глубокомысленно обсуждают написанное в газете. Тем временем все это чиновничье сопровождение советнику, как можно догадаться, крайне необходимо. Да, приходится догадываться, потому что никто не знает, в чем заключается работа государственного советника республики. Нет такого опыта, и сравнить не с чем.

Одна подсказка — официальный сайт Минтимера Шаймиева. Тут хоть как-то отражена деятельность высокого должностного лица.

Видно, что государственный советник посетил ряд торжественных мероприятий, пару концертов, осмотрел пару выставок, поздравил с победой в Кубке Гагарина «Ак Барс» и с днем рождения — казахского поэта Олжаса Сулейменова. В чем тут проявились усилия аппарата, пока неясно. Были и деловые встречи: с послом Турции, с министром юстиции РФ, с президентом ЛУКОЙЛа… Тут без референтов, конечно, не обойтись. Особенно Вагиту Алекперову, у которого Татарстан попросил деньги на восстановление историко-архитектурных памятников.

Загадочное все же это государство — Республика Татарстан, где есть и Государственный Совет, и Государственный Советник. Два последних слова мы тут написали так, как это делают здешние официальные газеты — с заглавных букв. Это вам не государственный секретарь США, должность которого те же газеты пишут, разумеется, с маленькой буквы.