Возбудимость

На модерации Отложенный

«Новая газета» получила предупреждение от Федеральной службы по надзору в сфере связей, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора) в связи со статьей Ильи Никитовича о так называемых «легальных националистах» — организации «Русский образ», которую связывают с убийством адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой. В письме заместителя руководителя Роскомнадзора Константина Протопопова говорится, что ряд фраз из статьи направлен на возбуждение расовой, национальной и социальной розни, а также пропагандируют исключительность, превосходство или неполноценность человека по признаку его социальной, национальной или расовой принадлежности. При этом все фразы, которые приводятся в письме, являются цитатами из политической программы «Русского образа», а автор статьи прямым текстом указывает, что эти фрагменты программы «не очень дружественны» российскому законодательству.

Тем не менее, «Русский образ» ничего за эти пункты своей политической программы не получил, а газета, их лишь процитировавшая, да еще и открыто дистанцировавшаяся от них, получила предупреждение. Точно так же основанием для вынесения предупреждения некие эксперты посчитали фотографии, иллюстрирующие статью, которые содержат элементы пропаганды и публичного демонстрирования атрибутики и символики, сходных с нацистской атрибутикой и символикой до степени смешения. Опять-таки: пресс-секретаря «Русского образа» Евгения Валяева, в комментариях к статье на сайте «Новой газеты» бахвалившегося тем, что деятельность его организации абсолютно законна, за «римский салют» никто за воротник не взял, равно как и господ из союзных музыкальных групп «Садко» и «Коловрат», развернувших на фотографии флаг со свастикой, — а газете за то, что она их фотографирует, вынесено предупреждение. Согласно закону, после второго такого предупреждения газету могут вообще закрыть. Главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов заявил, что издание будет оспаривать предупреждение в суде.

Как напоминает сайт Информационно-аналитического центра «СОВА», аналогичная история произошла в 2009 году с «Новой газетой в Петербурге», которой было вынесено предупреждение за цитату из публичного обращения к президенту главы ДПНИ (позднее предупреждение было отменено судом).

Непонятно, что эта история под собой имеет. Я всегда такие вещи рассматриваю как глупость правоприменителя. Конечно, цитирование неонацистских или ультраправых текстов содержит в себе соответствующие призывы.

Но для того, чтобы донести до читателя точку зрения, которой газета возражает, не цитировать невозможно. Люди, которые выносят такие предупреждения, либо не понимают специфики газетного издания, где есть контекст, либо хотят отчитаться для галочки, что они по формальному признаку нашли возбуждение розни и вынесли предупреждение. Проблема состоит в том, что «Новая газета» — это оппозиционное издание, поэтому сразу хочется увидеть в этом политический подтекст. Но мне кажется, что его нет. Но эта история может грозить закрытием издания. К сожалению, в этом вопросе закон совершенно однозначен, если предупреждение не будет оспорено или будет оспорено неудачно, газета может быть закрыта.

В нашем законодательстве, к сожалению, есть дыра, которая пока никак не проявляется, потому что есть добрая воля Роскомнадзора, который заявляет, что предупреждения должны быть неоднократными, и этого пока строго придерживается. Но закон, на самом деле, написан технически очень плохо, и, с логической точки зрения, совершенно не предусматривает многократного предупреждения. Если предупреждение вынесено, оно может быть оспорено в суде, но если оно не оспорено, то это уже само по себе основание для инициирования процесса о закрытии издания. Если оно оспорено, и издание проигрывает дело в суде, это тоже основание для инициирования процесса о закрытии. Просто Роскомнадзор пока ни разу не пользовался этой возможностью, потому что в свое время, лет пять назад, задекларировал, что так не будет. Когда-нибудь это может и измениться.

То, что называется проблемой цитирования, никак не урегулировано нашим законодательством, потому что когда законодатель писал, то, видимо, при вынесении санкций подразумевалось наличие здравого смысла. Никому не приходило в голову, что наличие здравого смысла нужно прописывать в законе.

Имеется довольно дурацкая практика: Роскомнадзор отвечает только за газеты, а пойдет прокуратура наказывать «Русский образ» или нет — это уже дело не Роскомнадзора.

На самом деле, эта история — зеркальное отражение истории с питерской «Новой газетой». Тогда газета выиграла суд в самом-самом конечном итоге, только уже дойдя до Верховного суда и потом спустившись в суд общей юрисдикции первой инстанции. Это была длинная эпопея. Будем надеяться, что в этот раз она будет короче. Я надеюсь, что суд очень быстро разберется, что к чему. А если не разберется, тогда мы будем говорить о политическом заказе.