Голова в кустах

На модерации Отложенный Песен о них не споют… Споют о моряках, о геологах, о танкистах, а о гаишниках — едва ли. И настроения у народа не возникнет, и в куплет не влезет что-нибудь этакое: три гаишника, три веселых друга, экипаж машины, спрятанной в кустах.

Если даже какой-нибудь композитор и подсел к роялю, чтобы написать добрую песню про ДПС, и уже начал мурлыкать «ля-ля-ля, ля-ля-ля, за дежурство — ни рубля», то его творческий замысел наверняка обрушит и.о. начальника ГИБДД Чувашии Владимир Романов. На днях полковник Романов поделился с журналистами плодотворной идеей, созревшей в головах под милицейскими фуражками: ГИБДД республики поставит на обочины дорог обычные «гражданские» автомобили, из которых будут выглядывать видеокамеры. Ну то есть притулятся к кустам облупленные «Жигули» — кого это насторожит? Никого. И все станут давить на газ и превышать скорость от души. А тут выяснится, что милиция у нас хитра, умна и эффективна. И это — еще до проведенных в ней реформ! А после реформ на обочинах чувашских дорог, надо полагать, будут стоять совсем уж безобидные гужевые повозки без букв «ДПС» на боках лошадей, видеокамеры разместят в телегах, а у переодетых под извозчиков гаишников за поясом будут кнуты с полосатыми рукоятками.

Дураков у нас нет, поэтому давайте откровенно. С камерами слежения —  одно из двух. Либо на дороге устанавливается предупреждающий знак, что она контролируется видеотехникой, — и тогда, скорее всего, не будет нарушений, но и штрафов с поборами тоже не будет. Либо наоборот: видеокамеру прячут находчиво, как заначку, — и тут, конечно же, возрастают шансы на нарушения, а также на штрафы и поборы. И что же милее нашей родной ГИБДД? Порядок на дорогах или приносящие деньги ловушки на ней? Ответ — явно не для песни о ДПС.

В ряде стран Европы, где Владимир Романов с подобным мышлением вряд ли дослужился бы до высокой должности, видеонаблюдение на дорогах внедрено раньше, чем в России, и там автомобилистов, конечно же, предупреждают о нем специальными знаками. А у нас хвалятся тем, что достижения техники все чаще используются для фиксации нарушений, а не для предотвращения их.

Где-нибудь в Италии, Франции или Чехии глава дорожной полиции, пожалуй, изумил бы всю страну, если бы на заседании правительственной комиссии по безопасности дорожного движения сделал сообщение, аналогичное тому, с которым выступил глава УГИБДД Татарстана Рифкат Минниханов.

Как пишет местная электронная газета «Бизнес-Online», полковник Минниханов доложил комиссии, что благодаря приборам видеофиксации почти в два раза снизилось число ДТП, случавшихся из-за превышения скорости. Что хорошо, то хорошо. Но при этом главный гаишник республики заявил, что в дальнейшем «акцент будет делаться на развитие передвижных систем видеофиксации нарушений». Почему? А потому, что водители запоминают места расположений камер и на этих участках дороги, естественно, соблюдают правила. А раз такое дело, то надо перемещать приборы. Конечно, появятся нарушители, но их застанут врасплох. А остальных напугают: пусть думают, что камеры у каждого столба.

Если задача в том, чтобы не предупредить водителей, а держать их в страхе, то она в Казани выполняется безукоризненно. «С первого мая в городе заработали камеры, фиксирующие выезды на перекресток на запрещающий сигнал светофора», — сообщает газета «PRO Город». И приводит подробности. Оказывается, до того в Казани работала лишь одна такая камера. «Причем работала камера «на отлично», — сообщает издание, — и только за первые четыре месяца зафиксировала около 7 тысяч нарушений правил дорожного движения, а это почти 5 миллионов рублей».

Конечно, будь эта камера обозначена, не было бы 7 тысяч нарушений. Но задача ГИБДД, как мы уже поняли, не в этом. И места дислокации двух новых камер держатся в секрете. «Мы специально не разглашали эту информацию, — приводит газета слова некоего сотрудника ГИБДД, — чтобы водители не нарушали ПДД».

В общем, ГИБДД, ПДД и т.д. И как всегда. А чтобы немного повеселить загрустивших водителей, хочу рассказать о примечательном эпизоде из истории заботящейся о нас организации. В ноябре 1994 года в Казани состоялось крупное мероприятие, на которое съехались начальники ГАИ  43 регионов России. И прибывший из Москвы заместитель начальника Главного управления ГАИ МВД РФ генерал Владимир Тимошин сформулировал принцип открытости в работе и торжественно провозгласил: «ГАИ выходит из кустов!» Пятнадцать лет прошло. Старшее поколение гаишников заботливо передало кусты молодежи, уже оснащенной видеокамерами. А чего, спрашивается, было ждать от громких заявлений на том мероприятии, которое официально именовалось не как-нибудь, а «кустовым семинаром»?