Твой дом — тюрьма

На модерации Отложенный

Россиянам изберут новую меру пресечения — домашний арест

Арестные дома в России строить не будут, а сам арест как вид наказания исключат из Уголовного кодекса. Зато он станет активно практиковаться как вид пресечения свободы, и людей чаще станут оставлять дома до суда. Об этих и других новшествах, которые ждут заключенных, “МК” рассказал начальник правового управления ФСИН России Юрий Тимофеев.

— Юрий Юрьевич, законопроект о домашнем аресте как виде пресечения уже подготовлен? Что он будет предусматривать?

— Документ уже разработан, и он находится на согласовании. Мы надеемся, что он поможет разгрузить наши СИЗО, ведь многие обвиняемые и подозреваемые смогут дожидаться суда дома. На каждого из них, правда, наложат ограничения.

— Какие?

— Не покидать квартиру в течение какого-то времени, например. Не общаться с определенным кругом людей, которые проходят по тому же делу. Все это должен будет прописать судья, который вынесет постановление о домашнем аресте.

— А как вы будете контролировать его исполнение?

— В законопроекте говорится о применении электронных и технических средств. Мы думаем использовать те же электронные браслеты. А контроль за такими арестованными возложим на сотрудников уголовно-исполнительных инспекций.

— Но они же не имеют права навещать своих подопечных с 22.00 до 6.00 ... Расширите их полномочия?

— Скорее всего нет. Но мы разработаем административный регламент, в котором пропишем взаимодействие ФСИН с полицией. И в итоге наш инспектор при необходимости будет посещать своих подопечных на дому не один, а в сопровождении сотрудника ОВД (а у того ведь полномочий гораздо больше, в том числе и на ночные «визиты»).

— Домашний арест будет применяться в основном в отношении женщин и подростков? Или, может быть, его применят к людям творческих профессий, для которых нахождение в СИЗО — настоящая мука?

— В законопроекте нет ни слова про привилегии с учетом пола, возраста или профессии. Так что в каждом случае вопрос решаться будет индивидуально. Но в целом сейчас в рамках реформы идет уклон на смягчение наказания, в том числе лишения свободы женщин. А вообще под домашний арест смогут попасть те, кто обвиняется по не тяжким статьям, и в случае, если нет подозрения, что человек может скрыться от суда и следствия.

— Арест как вид наказания практиковаться не будет?

— Нет. Думаем, это не нужно. И мы предложили внести поправки в закон, которые вычеркнут его из видов наказания. Зато больше станут использовать те, что не связаны с ограничением свободы, — обязательные работы, например.

— Какие еще новшества ждут заключенных?

— Будут внесены изменения в ст. 7 ФЗ “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых”. Определен перечень должностных лиц, имеющих право беспрепятственно посещать следственные изоляторы и ИВС. В списке — губернаторы, депутаты Госдумы, уполномоченный по правам человека и его представители, члены общественно-наблюдательных комиссий.

— У них будут ограничения?

— Нет, ограничений не будет. Кроме того, подготовлен законопроект об административном надзоре. Он будет касаться тех, кто освобождается из мест лишения свободы, но может представлять опасность. Это осужденные за особо тяжкие и тяжкие преступления, за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, те, кто признан злостным нарушителем в период отбывания наказания.

— Кто за ними будет следить?

— Списки таких потенциально опасных составит администрация учреждения и по каждому из них будет обращаться в суд с заявлением об установлении административного надзора. Человек, выходящий на свободу, получит уведомление, в котором его обяжут встать на учет в конкретное ОВД. И уже там станут осуществлять контроль. Он должен будет являться в ОВД минимум 1, максимум 4 раза в месяц. Плюс, возможно, будут установлены какие-то ограничения для него — к примеру, не посещать ночные клубы, не находиться вблизи детских садов и школ.

— И это пожизненно?

— Нет, конечно. Решение о надзоре будет вынесено на определенный срок — скажем, до 3 лет. И в любом случае принять его должен будет судья. А освобожденный также в судебном порядке сможет оспорить решение.

— Последнее время было ознаменовано целой чередой громких судебных процессов над тюремщиками. Интересно, сколько всего заведено уголовных дел на сотрудников ФАИН в прошлом году?

— 47, из них 22 — по фактам коррупции. Еще 12 касались незаконного оборота наркотиков. Кстати, все, кто проносил в колонии и изоляторы зелье, — это сотрудники младшего состава. Вообще, сейчас стало больше уголовных дел еще и потому, что созданы и начали активно работать собственные службы безопасности. Это все в рамках общей тенденции — чистки рядов от недобропорядочных сотрудников.