Ошская резня и «внешний фактор»

На модерации Отложенный

Кровавая Ошская резня на юге Кыргызстана будет иметь далеко идущие последствия для всей Центральной Азии.

Причины происшедшего сложны. Кто-то акцентирует внимание на роли сторонников бывшего киргизского президента Бакиева и жиреющих на афганском и «домашнем» наркобизнесе криминальных кланах, фактически сросшихся с властными группировками. Кто-то вспоминает аналогичные события 20-летней давности, подчёркивая, что противоречия в этой части Ферганской долины все эти годы лишь накапливались, усугубляемые нищетой, деградацией структур государственного управления, ощущением людьми полной бесперспективности своего существования.

Примечательна реакция на происходящее в Кыргызстане западных СМИ. Многие издания вообще не обратили внимания на события в далекой Центральной Азии, предпочитая комментировать чемпионат мира по футболу. А в тех случаях, когда о событиях в Оше сообщают, преобладает стремление так или иначе обвинить Россию в причастности к трагедии. Некто Дэниел Гринфилд пишет, например, о том, что «используя узбекских сепаратистов, вроде Кадыржана Батырова, Путин умудрился подлить масла в огонь межэтнической напряженности», а далее живописует «заговор» российских властей, организовавших якобы антибакиевский переворот после того, как бывший президент стал разворачиваться в сторону США и Китая (1).

Более вменяемые комментаторы призывают не идти на поводу у параноиков, склонных во всем видеть «руку Москвы»: «…лишь Россия имеет хоть какое-то влияние на новое революционное правительство, пришедшее к власти в апреле…. Лишь Россия может провести быструю и достаточно масштабную интервенцию, чтобы остановить насилие – как Советы уже поступали в схожей ситуации 20 лет назад» (2).

Обозначается и позиция Вашингтона. Там «крайне холодно отнеслись к идее российского вмешательства» и заявили, что выступают за принятие мер, «координируемых ООН и ОБСЕ». Особо примечательны комментарии британской The Financial Times, которая пишет, что вооруженное вмешательство Москвы в киргизские события «на фоне войны 2008 года с Грузией» неминуемо натолкнется на противодействие со стороны Запада (3).

Стратегически важная авиабаза США «Манас» - вновь под угрозой закрытия, бьет тревогу The Washington Times. «Россия путем закулисных маневров старается оказать влияние на временное правительство Киргизии, которое столкнулось с новой вспышкой насилия», - пишет газета. Сообщается, что в конце мая временное правительство Киргизии, вопреки условиям соглашения с Соединёнными Штатами, потребовало от субподрядчиков, снабжающих авиабазу «Манас» горючим, платить НДС.

«Спор вызвал сбои в поставках горючего, в том числе в Афганистан», - заявляет The Washington Times. И хотя Бишкек снял своё требование, оно увязывается с якобы имеющимся требованием Москвы закрыть базу США, для чего в Киргизию приезжал «спецэмиссар Медведева в этой стране Владимир Рушайло» (4).

Нетрудно заметить, что вся логика этих рассуждений строится на реминисценциях «Большой игры», когда любой выигрыш России на южном стратегическом направлении автоматически расценивался как проигрыш Англии и наоборот.

Отмечается также, что «для Москвы [киргизский] кризис является испытанием усилий по оказанию большего влияния в регионе… Только Россия обладает историческими связями и потенциалом людских ресурсов, чтобы остановить бои - и только во главе международной миротворческой силы (подчёркнуто мною. – А.А.)», - заявляет британская Times (5). А эксперт по Средней Азии из Фонда Карнеги Марта Олкотт беспокоится о том, что интервенция в Киргизии «станет для России тяжелой нагрузкой с точки зрения финансов и ресурсов».

Одно из «информационных измерений» Ошской резни – это тест на адекватное понимание Москвой собственных внешнеполитических задач. По мнению The Financial Times, для России возможные действия в Киргизии (исключительно под мандатом ООН!) будут проверкой: сможет ли она обеспечить порядок и удержаться от искушения установить контроль над Киргизией или попытается свести с Америкой старые счеты, закрыв авиабазу «Манас». Остается лишь объяснить, почему киргизская «витрина демократии» преподнесла теперь кровавую резню, для ликвидации последствий которой понадобились российские миротворцы. И как «мандат» теряющей свой авторитет ООН поможет успеху миротворческой миссии, если не подкрепить эту миссию созданием инфраструктуры, стабилизирующей положение в Ферганской долине на перспективу (в частности, созданием российской военной базы в Оше).

Вторжение в 2001 году вооружённых сил Западной коалиции в Афганистан превратило эту страну в источник глобальной наркоугрозы и опасно расползающейся нестабильности. Сейчас эта нестабильность «перетекает» в республики бывшей советской Средней Азии. Переворот в Киргизии и Ошская резня - тому свидетельство. Остаётся надеяться, что, предпринимая необходимые действия, Россия будет руководствоваться собственной, а не заёмной внешнеполитической логикой – во взаимодействии с соседями, кровно заинтересованными в том, чтобы события на юге Киргизии не стали детонатором взрыва всей Центральной Азии.