Экс-префект Хардиков: Московская мафия существовать не перестала

На модерации Отложенный

В Вильнюсе бывший глава Северного административного округа Москвы попал под пресс местной правоохраны

Вокруг бывшего префекта Северного административного округа Москвы Юрия Хардикова, бежавшего в Литву из-за заведенного по заявлению Елены Батуриной уголовного дела якобы о хищении у неё в 2005 году одного миллиарда рублей и попавшего здесь под пресс местной прокуратуры, - неожиданный поворот. Посольство России направило литовским прокурорам ноту, выражающую сомнение в юридических основаниях преследования Хардикова в Литве, так как его дело еще не рассмотрено в России.

Тут требуется пояснение. В Литве бывший префект, бежавший сюда после скандала с главой «Интеко» Еленой Батуриной, попытался получить политическое убежище, но вместо этого был задержан в августе 2010 года, на неделю помещен в следственный изолятор вильнюсской Лукишкской тюрьмы. Как предполагают некоторые СМИ, это произошло из-за того «миллиардного» дела.

Хардиков и сам предполагает, что до него дотянулись длинные руки столичного семейного клана. «Московская мафия с отрешением Лужкова существовать не перестала», - недавно заявлял он, хотя сразу после отставки мэра столицы высказывал надежду, что уголовное преследование прекратится. Формально же в Вильнюсе объявили другую причину. Было обнародовано сообщение о том, что Хардиков якобы перевел из Германии в один из литовских банков 39 миллионов долларов, в связи с чем Служба по расследованию финансовых преступлений и Вильнюсская окружная прокуратура начали досудебное расследование.

Сейчас Хардиков находится под подпиской о невыезде. Его подозревают в отмывании денег, но сам он отрицает, что переводил такую сумму, - она на самом деле гораздо меньше. И вроде есть справка из банка, но сумму пока не разглашают – это тайна следствия. «Он лишь перевел деньги из России в местные банки и открыл фирмы для ведения бизнеса — где здесь состав преступления? – уверяют его адвокаты. - Следователи говорят, что отмывались деньги, полученные от «Интеко». Но никаких доказательств, что средства получены от компании Батуриной незаконно, нет по причине отсутствия решения российского суда».

Хардиков провел пресс-конференцию в Вильнюсе, на которой высказал свое отношение к ситуации. По его словам, литовская правоохрана наносит урон его бизнесу (он работает в сфере туризма). Бывший префект пожаловался, что у него забрали паспорт. «Некоторые шаги, которые сейчас предпринимаются в моем отношении, выглядят непропорционально сложившейся ситуации, и они заметно мешают развитию моего бизнеса. Например, арестовали все счета и даже запретили выплатить зарплаты работникам», - сообщил Хардиков.

История отношений Хардикова с семейством Лужкова темная и странная. С 1999 по 2006 год он работал на разных должностях в системе РАО «ЕЭС России», но был вынужден уйти. Якобы его негативная позиция в отношении Чубайса понравилась Лужкову, и тот позвал его в префекты. Однако в феврале 2009 года Хардиков был освобожден от должности «за системные ошибки и просчёты в работе».

Этому предшествовал скандал, связанный с организацией в сентябре 2007 года семинара для сотрудников префектуры и управ в подмосковном отеле, чьи услуги остались неоплаченными, и неподобающим поведением чиновников. Судя по сроку между отставкой Хардикова и проведением семинара, это был лишь повод. «Дело о семинаре» завели только в январе 2009-го, как будто лишь тогда оно стало известно. А в чем же может быть причина?

В мае 2009 Елена Батурина подала заявление о хищении у неё одного миллиарда рублей. В ноябре 2009 года Тверской районный суд Москвы санкционировал заочный арест экс-префекта, его объявили в международный розыск, но он уже был в бегах.

По версии обвинителей, в 2005 году Хардиков, который был тогда гендиректором ОАО «Кубаньэнерго», выступил посредником между владельцем участка площадью 7,5 га в Сочи и Еленой Батуриной, планировавшей построить тут жилой комплекс стоимостью около 250 миллионов долларов. Когда-то участок принадлежал ОАО «Кубаньэнерго», но потом был продан на аукционе другой фирме. И вот в 2005-м «Интеко» купило его за один миллиард рублей. Но потом выяснилось, что эту землю намерен вернуть один из бывших владельцев – именно то самое ОАО «Кубаньэнерго», где Хардиков к тому времени уже не работал. Участок арестовали. И якобы Хардиков, совершая сделку с Батуриной, заведомо знал о ситуации.

У экс-префекта своя версия, суть которой в том, что после объявления Сочи местом проведения Олимпийских игр стоимость того участка резко возросла, и поэтому его прежние владельцы – ОАО «Кубаньэнерго», откуда ушел будущий префект САО Москвы, решили вернуть землю, хотя ее приобретение было осуществлено по всем правилам, на аукционе. Хардиков называет это возвращение рейдерским захватом и удивляется, почему претензии предъявлены именно ему. И задает вполне резонный вопрос о том, могли ли высококвалифицированные юристы миллиардера Батуриной проморгать риски при осуществлении сделки?

Одну из возможных причин преследования Хардикова назвала «Свободная пресса» (22 декабря 2010 года). Наш обозреватель побеседовал тогда с московскими чиновниками, и один из них, рассказывая о московских нравах, привел пример Юрия Хардикова: «Он был случайным человеком в команде Лужкова, тот позвал его в Москву как принципиального «борца с Чубайсом». И вот через полгода пребывания того на должности префекта к нему сверху обратились с вопросом, когда тот сдаст деньги. Выяснилось, что годовая дань на этой должности – 30-40 миллионов долларов. А зарабатывать можно и нужно от 80 миллионов долларов в год и больше. Хардиков отказался, устроил скандал, кричал, что «это немыслимо», таких «заработков» у него нет. Система не простила такого шага префекта».

Так ли это - покажет дальнейший ход резонансного дела бывшего префекта.

А вопрос о предоставлении политического убежища Хардикову пока не закрыт. Предполагается, что ответ будет получен 3 марта.