Боб Матросов, или Mission Impossible

На модерации Отложенный

Я думал, Бобу Дадли хватило приключений два года назад, когда он, будучи главой ТНК-ВР, поссорился с российскими акционерами, уехал из Москвы и на некоторое время "залег на дно". Но в среду ВР официально объявила о его новом назначении – главой специальной группы по ликвидации нефтяного разлива в Мексиканском заливе. Иными словами, постоянным дежурным по вражеской амбразуре.

Кроме России, Дадли приходилось разбираться с делами в Анголе, Алжире и на Каспии.Те, кто сталкивался с ним в Москве, помнят его светловолосым и довольно тихим (особенно по сравнению с яркими Фридманом, Вексельбергом и Ханом). Нам, видимо, вскоре предстоит увидеть его поседевшим: по сравнению с новой задачей Фридман и Ангола были детскими игрушками. Дадли предстоит разгрызть твердый сплав политики, пиара и технологии.

Владимир Тодрес

Отдал журналистике около 15 лет, из которых семь проработал в Bloomberg, из них четыре – шефом московского бюро. Погружался в пертурбации рынков – от нефти до палладия, общался с китами индустрии – от Ходорковского и Мебиуса до лорда Брауна и Ники Оппенгеймера. Вглядывался в мир экономики так тщательно, что в конце концов провалился внутрь: в 2005-м перешел работать в Standard & Poor’s, в 2006-м – в J.P.Morgan. Дважды закончил МГУ, один раз (со степенью МВА) – Оксфорд. Сейчас занимается управлением частным капиталом в Женеве.

Пока что более всего на поверхности политика и пиар. Президент Обама принародно обещал "надрать BP задницу", весь мир ужасается кадрам увязших в нефти пеликанов, а начальнику BP Тони Хейворду пеняют на один уик-энд, проведенный в Британии на яхте. И, конечно, ни власти, ни местная пресса не упускают случая напомнить об иностранном происхождении нефтяной компании.

В этом смысле Дадли, конечно, будет проще. Пиар-сражение он будет вести не на чужой территории, а дома: Дадли – американец, родился в Нью-Йорке, рос на Миссисипи, учился на инженера в Иллинойсе, получал МВА в Далласе, а магистра по управлению информацией – в Аризоне. И карьеру делал в глубоко американской Amoco, которую потом поглотила ВР. Ему сподручнее донести до публики, что ВР – компания настолько же местная, насколько британская: на Штаты приходится больше половины ее запасов и больше трети выручки.

И аризонское образование – которое по части "управления информацией" ему явно понадобится, чтобы хоть чуть-чуть заровнять нынешний пиаровский провал ВР, чреватый большим политическим риском. Авария беспрецедентна, и столь же беспрецедентным могут оказаться и штрафы. Поэтому не так и важно, какова обсуждаемая сегодня сумма. Она вполне может вырасти, в пределе – аж до стоимости всего, что ВР имеет на американской территории. Тем более что партнеры по скважине – Transocean и Anadarko – спешат от всего отмазаться и полностью возложить вину на BP.

Но разрулить политику и пиар – это даже не полбеды, и не из-за них новая работа Дадли выглядит mission impossible.

Пока что нефтяникам не удается справиться с проблемой по сути, на морском дне. Защитный купол не сработал, его нужно переустанавливать. Из скважины вытекает по меньшей мере по танкеру нефти в сутки. На спутниковых фотографиях видно, насколько громадная часть залива уже загрязнена и насколько слои нефти приблизились к Гольфстриму – который, если зацепит их, разнесет нефть по всей Атлантике. И вероятность этого становится только больше с приближением сезона ураганов.

А вокруг плодятся слухи. Вот например, в прессу утек некий доклад, приписываемый Анатолию Сагалевичу из Института Ширшова (это его мини-субмарина опускала на дно Северного Ледовитого океана российский флаг). Доклад утверждает, что нефть течет вовсе не из одной скважины – а из почти двух десятков, и что единственным способом заткнуть течь является направленный ядерный взрыв. Пока что доклад нарезает круги по маргинальным американским СМИ, но волну уже создает.
Информации, чтобы его подтвердить или опровергнуть, недостаточно – но это уж как водится в случае больших катастроф: выдать много информации – значит создать панику и помешать работе, мало информации – вызвать слухи, а следовательно, опять панику. Мы до сих пор не знаем, сколько нефти вытекает в залив ежедневно – 30 тыс. баррелей ( как думают оптимисты), 60 тыс. или больше – 100 тыс.

А еще есть неочевидные дополнительные факторы. Не совсем понятно, к примеру, кто страховал ВР. Если это, как говорит ряд квалифицированных наблюдателей за нефтянкой, собственный ("кэптивный") страховщик и ограниченная перестраховка, то для баланса группы компаний это почти все равно, как если бы страховки вовсе не было. Или – насколько велик резонанс от падения ценных бумаг BP, и акций и облигаций? Что пострадали их прямые владельцы – понятно. Но специалисты по рынкам бондов говорят, что облигации BP являются частью основы многих "синтетических" инструментов – так что возникни у компании долговые проблемы, круги разойдутся гораздо дальше прямого $20-миллиардного долга компании...

В понедельник обозреватель агентства Bloomberg в своей колонке предложил BP немедленно сделать три шага. Во-первых, нанять Тони Блэра в начальники – чтобы решить проблему пиара. Во-вторых, объединить ВР с "Газпромом" – чтобы Обаме, если он недоволен, пришлось разбираться с самим Владимиром Путиным. В-третьих, взять на работу топ-менеджеров из табачной индустрии – они, дескать, привыкли посылать общественность в далекий пешеходный маршрут и заботиться только о прибыли.

Советы, конечно, издевательские. Но отлично отражающие то место, где сейчас оказалась BP. Если Боб Дадли справится с миссией, ему вполне может светить место нового президента компании. Но может и свернуть голову. На то и амбразура, вокруг которой к тому же скользко от нефти.