Владимир Путин сосредотачивается, бог ему в помощь

На модерации Отложенный

Статья Владимира Путина в газете «Известия», которая называется «Россия сосредотачивается — вызовы, на которые мы должны ответить», содержит одно бесспорное утверждение: «4 марта граждане России придут на избирательные участки, чтобы выбрать президента страны». Все остальные утверждения, если исключить примитивные банальности, вызывают большое сомнение. Вот наиболее существенные из них. «Сейчас в обществе разворачивается много дискуссий». Основных дискуссий две. Одна о том, что делать людям, у которых за 20 лет отобрали все, начиная от сбережений и кончая уверенностью в завтрашнем дне. Они надеялись, что придя на выборы, можно что-то изменить. Но власть отобрала и эту надежду. Только грубой фальсификацией можно объяснить появление разных протоколов подсчета голосов, подписанных одними и теми же людьми и заверенных печатью избирательной комиссии. Но судьи отклоняют предъявленные иски, опасаясь, наверное, власти, под пятой которой они находятся. В обществе идет и другая дискуссия – как не допустить нынешнего премьера в президенты, а нынешнего президента – в премьеры. Обе эти дискуссии – от безысходности, люди чувствуют, что все это может закончиться очень плохо.

«Постоянно повторяющаяся в истории проблема России — это стремление части ее элит к рывку, к революции вместо последовательного развития». Здесь кандидат в президенты, по-моему, ошибается. Октябрьскую революцию 1917 года совершила не элита царской России. Ее совершили большевики, за которыми пошли рабочие и крестьяне. А элита, наоборот, хотела вернуть утраченное положение, но в гражданской войне проиграла . Те, кто устроил рывок к рынку в 1991 году, также никакого отношения к элите не имеют. Впрочем, все зависит от определения. Если хапуг, воров и мошенников считать элитой, то кандидат в президенты прав. Но тогда он зря опасается: эта элита никаких рывков делать не будет. Ей нужна стабильность, чтобы доворовать оставшееся.

«Не может быть реальной демократии без того, чтобы политика принималась бы большинством населения, отражала бы интересы этого большинства». Ну и как политика кандидата отражает эти интересы? Например, он неоднократно говорил, что пересмотра приватизации не будет. Хотя, если верить Ходорковскому, даже «олигархи» предлагали доплатить за недооцененные активы, но власть не согласилась. Путин выступает против прогрессивного подоходного налога, который действует во всех развитых странах. Его политика в социальной сфере привела к тому, что без взятки человек не может ни родиться, ни жить и ни умереть. А жилищно-коммунальные услуги? Разве не Путин и его правительство додумались ввести рыночные отношения в абсолютно нерыночной среде? Такая политика не может приниматься большинством населения. Значит, не может быть и реальной демократии.

«Меня тревожит, что у нас практически не происходит обсуждения того, что надо делать за рамками выборов, после выборов». Пока власть будет использовать эти обсуждения в качестве фигового листка для свой политики, толку от такого обсуждения никакого не будет. Хотя видимость будет создаваться. Последний пример такого обсуждения – сайт putin2012.ru. Для «народных» предложений вводится требование: они не должны противоречить действующему законодательству. Но разве это нужно нормальному президенту? Наоборот, ему нужны предложения по изменению законов, которые портят людям жизнь и они это видят лучше, чем чиновники и депутаты. Если уж проводить обсуждение, то процессом должны управлять не чиновники и анонимные модераторы, а люди, которым доверяет общество.

«Несмотря на кризис 2008–2009 годов, который «вычел» из наших усилий целых два года, мы достигли и преодолели показатели уровня жизни самых благополучных лет СССР». Сравнение явно некорректное. В те годы страна жила на то, что зарабатывала. Сегодня мы донашивает то, что осталось от Советского союза. За счет распродажи природных ресурсов наполняем полки продовольственных магазинов. Если убрать половину импорта, и они мгновенно станут пустыми. То же самое произойдет и с бытовой техникой. А где бесплатные медицина и образование, пионерские лагеря, дома отдыха, а также низкая квартирная плата и мизерные тарифы за электричество? Даже бензин на заправках сейчас стоит дороже, чем в странах, которые покупают у нас нефть. Уровень жизни, видно, тоже высчитывают чуровы.

«По сравнению с 1990-ми годами бедность сегодня сократилась более чем в 2,5 раза». Очень неаккуратное заявление. Сегодня может означать, видимо, 2011 год. Но 1990-е годы не были одинаковыми ни по ценам, ни по доходам, причем разница была очень большой. Если год не указан, значит, никакого сравнения не было, и 2,5 раза взяты с потолка. Впрочем, вся статистика, которой оперирует сегодня власть вызывает большое сомнение. После выступления Владимира Путина в Государственной думе 20 апреля 2011 года директор НИИ статистики Василий Симчера написал статью «Успехи, которых нет». А позднее, как уже бывший директор НИИ он рассказал, насколько данные Росстата расходятся с реальностью. «Среди наших граждан в возрасте 25–35 лет высшее образование имеют 57% — такой уровень кроме России отмечен всего в 3 странах мира: в Японии, Южной Корее и Канаде». В советские времена гордились количеством собранной картошки, которая затем гнила на базах. И кандидатов, и даже докторов наук посылали ее перебирать. Так вот, было бы хорошо не гордиться этими 57%, а взять их и «перебрать». Какие могут быть специалисты, если диплом можно купить за приемлемую цену? Какие таланты отбираются в университеты за взятки? Что за руководитель или конструктор получится из студента, который зачеты и оценки на экзаменах покупает за деньги?

Это не специалисты, это гниль, какую пользу экономике и обществу они могут принести?

«Нефтяные доходы мы использовали для роста доходов населения, для того, чтобы вытащить миллионы людей из нищеты. А также — чтобы иметь национальные сбережения на случай кризисов и катаклизмов». В обще-то, лучше было бы не загонять людей в нищету, а нефтяные доходы использовать на модернизацию промышленности, строительство дорог, подъем села, техническое оснащение науки, образования и медицины. А для защиты от мировых кризисов и катаклизмов изолировать реальный сектор экономики нашей экономики от спекулятивных финансовых рынков. А вместо раздувания капитализации российских компаний, стимулировать рост материального производства и услуг для населения. Не надо было спешить и с проведением в России олимпиад, чемпионатов и разных международных форумов.

«В России в полном объеме должна быть сформирована система социальной мобильности, социальных лифтов, соответствующая современному обществу». Лифты действуют и сейчас. Питерские заняли все ключевые позиции во власти, а их сыновья и дочери руководящие должности в банках и компаниях. Лифты заработают еще быстрее, когда из зарубежных университетов будут возвращаться их молодые отпрыски. Они ведь не будут начинать свой трудовой путь с мастера какого-нибудь цеха российского предприятия? Этому в Гарварде не учат. А вот соответствовать «современному обществу» они будут вполне, обществу, лифты которого уже 20 лет поднимают вверх только воров и мошенников.

«Нам надо научиться компенсировать негативные социальные последствия рыночной экономики и органически порождаемого ею неравенства. Так, как это научились делать страны, которые давно живут при капитализме». Неравенство доходов и богатства в России зашкаливает за все допустимые пределы. А в это время премьер и его Дума гордятся плоской шкалой подоходного налога. Они игнорируют международные соглашения по борьбе с коррупцией. Они не увольняют прокуроров, подчиненные которых нарушают закон и скрываются от правосудия. Нашего премьера не учит опыт других стран, правительства и парламенты которых, в случае таких скандалов, сами уходят в отставку. А это ведь и есть главная компенсация «негативных последствий рыночной экономики».

«Никто не сможет жить лучше, чем работает. Такое требование в полной мере относится и к России». Это тоже верно. Если это требование понятно премьеру и будущему президенту, то почему делается все, чтобы России оно не соблюдалось? Или он считает, что Абрамович и другие живут, покупая яхты, замки и прочие «мелочи» за сотни миллионов долларов, потому что они так «работают»? Или он не знает, что жены его министров «работают» за сотни миллионов рублей? Или он только что узнал, что в оффшоры сливаются доходы государственных компаний? Или он не понимает, как его родственники, друзья и бывшие коллеги добиваются таких выдающихся успехов в бизнесе? Неужели бывший разведчик настолько не профессионален?

«В 1990-х страна пережила настоящий шок распада и деградации, огромных социальных издержек и потерь. Тотальное ослабление государственности на таком фоне было просто неизбежно». Действительно, плановая экономика утратила эффективность. Чтобы поддерживать уровень жизни пришлось продавать до 119 млн. тонн нефти и 109 млрд. кубометров газа. Когда цены на нефть и газ резко снизились, началась цепная реакция распада. Сегодня экспортируется в 5 раз больше нефти и в 2 раза больше газа. Цены на нефть и газ выше, как минимум в 5 раз. Понимает ли Путин, что будет, если России придется падать с этой высоты?

«Только от нас зависит, как мы ответим на сегодняшние вызовы и как используем свой шанс, чтобы укрепить себя и свое положение в быстро меняющемся мире. В ближайшие недели намерен представить на общественное обсуждение более конкретные соображения на этот счет». Да, к несчастью, в России сегодня все зависит лично от Путина, его окружение особыми способностями не блещет. Да и какие же «конкретные соображения» они могут предложить, если все их мысли заняты тем, чтобы сохранить существующее положение? Не потому ли закрывается доступ на политическую арену новых политиков и партий?

«Зашла в тупик модель, построенная на безудержном наращивании заимствований, на жизни в долг и проедании будущего, на виртуальных, а не реальных ценностях и активах». Почему же Россия реализует именно эту модель, да еще в более худшем варианте? Зарубежные долги российских превышают золотовалютные запасы страны. Российские деньги отдаются в долг США, активы которых сверх виртуальны. По проеданию природных ресурсов Россия впереди планеты всей, обошла даже Арабские эмираты. Только у нас додумались соединить в одном учреждении платные и бесплатные услуги, развращая людей, от которых зависит наше образование и здоровье. И если такая модель зашла в тупик, то надо искать альтернативу. Где Стратегия-2020, которую по поручению правительства разрабатывали тысячи экспертов в течение года? Или гора родила мышь?

Итог печален. Политика партии «Единой России» провалилась. Для сохранения большинства в Думе ее функционеры идут на фальсификацию выборов. Кандидат в президенты от этой партии, чтобы не позорить себя, отстраняет ее о предвыборной компании. Лучшие экономисты-рыночники не могут предложить разумной стратегии развития страны. Владимир Путин вынужден сам садиться за стол и «сосредотачиваться», начиная все с чистого листа.

Бог Вам в помощь, Владимир Владимирович!