Таможенные льготы РПЦ были большой ошибкой

На модерации Отложенный Александр Починок: "Таможенные льготы РПЦ были большой ошибкой"

01:36 23.01.09

Близится день, когда Русская православная церковь назовет имя нового патриарха. 27 января состоится Поместный собор, который соберет свыше 700 делегатов из почти 60 мировых государств. Им предстоит сделать нелегкий выбор. С одной стороны, наметилось явное противостояние кандидатов на престол главы РПЦ. С другой стороны, выбор должен определить ближайшее будущее Церкви, что особенно важно в кризисный период. Формально отделенная от государства Церковь вновь готова просить помощи у своего визави. Эта тема, поднятая членом Совета федерации РФ от Краснодарского края Александром Починком в эфире радиостанции "Эхо Москвы", уже взволновала общественность. Чтобы прояснить ситуацию, "Известия" еще раз встретились с бывшим руководителем Государственной налоговой службы, начальником департамента финансов и денежно-кредитного регулирования аппарата правительства, министром по налогам и сборам господином Починком, который вспомнил те времена, когда РПЦ получила "табачно-алкогольный" ярлык, и высказал свои предположения относительно Церкви сегодня.
вопрос: Как вы относитесь к идее разрешить РПЦ импортировать в Россию определенные товары и предоставить ей при этом таможенные льготы?

ответ: Резко отрицательно. Не дай бог нам опять вернуться в 90-е. Тогда, если помните, в середине 90-х, у государства было очень мало денег, а РПЦ остро нуждалась в поддержке, ведь всего лишь за пять лет появилось огромное количество новых приходов, храмов. Россияне жили тогда бедно, доходы Церкви не превышали и 10% ее бюджета, потому РПЦ приходилось рассчитывать только на государство. А в бюджете было шаром покати, вот правительство и решило помочь, выделив РПЦ квоты на ввоз подакцизных товаров, предоставив соответствующее разрешение через правительственную комиссию по гуманитарной помощи на их ввоз. При этом РПЦ - точнее, компании, близкие к ней, - была освобождена от уплаты таможенных пошлин. Все это закончилось печально для всех - и для тех импортеров, потому что многие из них пострадали, и для бюджета.

в: Кто проллобировал такое странное решение?

о: Если оценивать торговлю табаком и алкоголем Церковью с позиции сегодняшнего дня, то определенно это была ошибка. Поэтому-то, как только стало возможно, Алексий II реформировал структуры, которые отвечали за ввоз товаров. И поверьте, этот шаг Церкви дался нелегко, потому что свой бюджет ей так и не удалось поправить. Более того, РПЦ не могла в принципе иметь корыстный интерес в этом деле, поскольку Алексий принял решение, согласно которому высшие церковные чины должны после своей смерти вернуть имущество Церкви. Но решение обратиться за помощью к государству исходило от патриарха. В правительстве мнения разошлись. Это, кстати, касалось и льгот, предоставленных Российскому фонду спорта. В частности, Анатолий Чубайс и директор ФСБ генерал Николай Ковалев с пеной у рта доказывали, какой сокрушительный удар по бюджету дают эти льготы. Благодаря их усилиям в середине 1997 года удалось добиться реформирования комиссии по гуманитарной помощи.

в: Пострадал российский бюджет, РПЦ оказалась далека от процветания - кому тогда это было выгодно?

о: Бесконечным посредникам. Им единственным торговля фактически беспошлинными товарами была ох как на руку. В то время как Церкви перепадали крохи, на которые она выживала, многочисленные фирмы-присоски получали миллионы долларов. Калужский архиепископ Климент, который был назначен тогда председателем комиссии по гуманитарной помощи Московской патриархии, сам, к примеру, участвовал в создании коммерческого банка "Пересвет".
А что это за гуманитарная помощь была, вы, наверное, помните. Через этот не облагаемый налогом коридор в Россию ввозили практически все - начиная от того же табака и заканчивая шестисотыми "Мерседесами". При этом в официальных документах водка значилась как вино, а "Мерседес" - как санитарная машина. По одной и той же декларации товары могли ввозиться до сотни раз.

в: Но это же не могло так продолжаться бесконечно?

о: Да, остановил все это патриарх. Потому что Алексий понял, что ситуация очень плохая, развивается достаточно быстро. И сам, со своей стороны, начал тормозить этот процесс. Церкви нужны были деньги, но он понял, в какую яму его затягивают. Полную поддержку Алексий тогда нашел в лице Кирилла. И он, и Алексий, видимо, убедили тогда синод, и они отказались от этой схемы. И это хорошо, потому что Церкви это действительно не присуще. Поэтому и были жесткие решения синода на эту тему. Церковь понимала это, и она сама позднее отказалась от этой схемы.

Я помню пресс-конференцию, которую проводил Кирилл в начале 1997 года, когда начались эти обвинения.

Мне понравились там две вещи. Первое - Кирилл действительно жестко сказал, что это не его позиция и не связанный с ним процесс. Но при этом он никого не обвинил, хотя имел для этого все основания. Просто обозначил, что это так, и занял жесткую позицию, и во многом благодаря именно этой жесткости митрополита Кирилла РПЦ практически сразу отказалась от этих схем.

в: А если попытаться разобраться в основных действующих лицах этого нашумевшего дела?

о: Никто тогда не захотел разобраться досконально или хотя бы спросить людей сведущих. Я не встречал документов по предоставленным Церкви льготам, связанных с именем Кирилла. Комиссию при РПЦ тогда возглавлял Климент. Причем архиепископ Калужский командовал и со стороны церкви, и со стороны государства. Он контролировал большую часть доходов от "гуманитарных" операций. В 1995 году правительство ввело в состав своей комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи представителя штаба гуманитарной помощи Московского патриархата. Им стал председатель этого штаба архиепископ Калужский Климент. Потом появилась комиссия Московской патриархии по гуманитарной помощи во главе с тем же митрополитом Климентом. Затем она была преобразована в комиссию по экономическим и гуманитарным вопросам, и ею опять командовал митрополит Климент. Нюанс: его комиссия не подчинялась председателю ОВЦС - митрополиту Кириллу. Таким образом, доходы Церкви были отданы в руки митрополита Климента, который мог увеличивать их от имени правительства. На эту комиссию оформлялись льготы на поставку подакцизных товаров в качестве гуманитарной помощи. А в 1997 году после преобразования ведомства архиепископа в комиссию по экономическим и гуманитарным вопросам ее новый глава архиепископ Орехово-Зуевский Алексий благополучно расформировал структуру. Вместе с комиссией почили в бозе и скандалы.

в: Вы можете предположить исход предстоящих выборов РПЦ?

о: Это дело делегатов, которые приедут на Поместный собор, и самой Церкви. Мы лишь можем поддержать их решение.

http://www.izvestia.ru