Я просто выполнял приказы...

На модерации Отложенный

Я был рядовым солдатом «зондеркоманды»… Я лишь выполнял приказы… А приказы были такие – по существу: уничтожать все живое, что движется и шевелиться в поле зрения…

   В 1968 г. я    в силу обстоятельств – поехал работать на целину: в совхозы Гулистанского района Сырдарьинской области Узбекистана. Жил там у родственников – «молодых специалистов» (врачиха и агроном) – а работать устроился в местную СЭС (санитарно-эпидемиологическая станция, если кто не знает) на должность «дезинсектора». Что за должность? Теоретически мы должны были уничтожать  «вредную» природную среду -  комаров «анофелес», личинок «ришты» и «афган яра», тушканчиков, сусликов… На практике получалось, что мы уничтожали ВСЁ живое вокруг…

   Я и раньше в тех краях бывал – приблизительно с  1964-65 годов…  Тогда местности от Гулистана до Янгиера только начинали осваивать. И в первую очередь  завезли туда из России и Украины крупный рогатый скот, а также овец и коз… А вот выстроить им коровники или хотя бы простые стойла – не додумались -  или времени и сил не хватило. И вот голодные коровы гуляли по степи стадами, а чтобы они не пропали, им из России же привозили корм – сухое сено в тюках – и разбрасывали это сено в степи. Коровы жевали, а из степи к ним приходили подкормиться  дикие сайгаки, джейраны, и «примкнувшие к ним» - волки, шакалы, одичавшие собаки…  Они искали слабых животных и задирали их, тем и кормясь.

   Бывало, едешь на автобусе, а на снегу у дороги разбросан сухой корм. Коровы жуют, а между ними тусуются джейраны и сайгаки, поодаль сидит стая шакалов или волкопсов – ждут, когда кто-то отобьется от основного стада. Джейраны и сайгаки хитрые – прячутся в центре стада среди коров, а глупые телята или овцы зазеваются и… А из автобуса все видно. Жаль, не было тогда ни видеокамер, ни телефонов мобильных, а то бы потрясающие кадры получились…

    Ну, вот.  Отправили нас как-то на месяц на «курсы» в г.Янгиер, расселили в общежитии. Днем до обеда читали лекции. В общем, надо было «зачистить» всю территорию от Янгиера до Джизака от разнообразных «гадов». Комары считались переносчиками малярии, тушканчики и суслики – чумы.

Кроме того, существовали тогда и холера, и дизентерия, и гепатит и куча других болезней… Чтобы целину распахать, надо было предварительно уничтожить вероятных «переносчиков» этих болезней. Этому нас и учили.

   Ну, «учили» - громко сказано. Объяснили какие-то «азы», меры безопасности, способы применения ядохимикатов. На этом вся «учеба» и закончилась. И выгнали в степь…

   Это я сейчас называю наш отряд «зондеркомандой». А тогда это был «отряд дезинсекторов». Из спецодежды – только резиновые сапоги и респираторы (даже очков и халатов не давали), из «средств ликвидации» - только знаменитый ДДТ («дуст») и пара распылителей-насосов, а для уничтожения грызунов – специальная отрава (зерно, смешанное с маслом и ядом). Мы шли цепью по девственно-чистой степи и – обнаружив колонию тушканчиков или озеро (пруд, ямку) с водой щедро рассыпали отраву, заливали лужи ядовитыми растворами. Так как в степи было множество змей – эфы, гюрзы, гадюки, даже кобры порой – то  для них была приготовлена палка с привязанным к ней острым ножом. Зашипит змея – раз ей по шее или поперек тела… и всё!

  Любая лужа в степи (высыхающее озера, лужа, арык, ямка) были тогда полны отборной рыбы – сом, сазан, жерех, красноперка, «змей-голова» (китайка) и проч. По берегам, в камышовых зарослях порой водились кабаны, дикие коты, нутрии, ондатры… Все это также подвергалось уничтожению вместе с личинками комаров… Т.е., если болотце или полувысохшее озерко заливалось ядовитым раствором дуста, то шансов не было выжить ни у кого – ни у личинок комара, ни у рыбы, ни у птиц, прилетавших сюда попить воды. Потом приходили волки и шакалы, пожирали трупы мертвых тушканчиков, сусликов, ондатр… Дохло все живое вокруг… Потом «освоенные» земли распахивали, проводили каналы, сеяли хлопок. Осенью этот хлопок поливали с самолетов «дефолиантами» - аналогом той отравы, которой американцы во Вьетнаме боролись с партизанами (ныне официально запрещен к использованию во всем мире). А тогда промахнувшийся самолет мог запросто вылить такую отраву на людей, работающих в поле, на пассажирский автобус, а то и на школу или детский сад…

  Модного сейчас слова «экология» тогда никто не знал. Исчезли комары, рыба, змеи, потом – суслики, тушканчики, волки, шакалы, птицы, джейраны… Стали болеть и умирать смертельно отравленные люди.

   Так это было. И я приложил к этому свои руки и незрелые тогда мозги! Но я ведь был "просто солдатом" одной из многочисленных «зондеркоманд» и выполнял приказ!...