Кодекс надо чтить

У наших людей какое-то странное представление о мире. Если в мире что-то не так, то нужно просто придумать красивую инструкцию по пользованию этим миром и все наладится. То футбольный начальник Фурсенко придумал «кодекс чести», который стоило только подписать — и все негодяи должны были вмиг превратиться в ангелов. То теперь в Москве придумывают какой-то «кодекс москвича».

Это будут некие правила поведения инородцев в Белокаменной, призванные сделать пребывание этих надоевших, неопрятных, диких, обезъяноподобных граждан не таким утомительным для высокодуховных обитателей столицы.

В принципе я, конечно, за то, чтобы прибывающие в мой родной город люди вели себя в нем достойно и уважительно по отношению к аборигенам. Это наблюдается не всегда. Но всегда ли наблюдается достойное отношение аборигенов к приезжим? Слово «чурка» стало общеупотребительным. Милицейские поборы превратились в такую обыденность, что вряд ли хоть кто-то из мигрантов не подвергался грабежу со стороны людей в форме и хоть кто-то из людей в форме не поживился еще за счет приезжих. «Кодекс москвича», насколько я понял, предполагает запретить резать баранов во дворе, ходить в национальной одежде, есть шашлыки на балконе или исполнять песни кишлаков и танцы аулов. Согласен, резать баранов где ни попадя нехорошо. Для этого обряда есть специальные места, и если вы живете в окружении людей, которым этот обряд неприятен, если это видят дети, не привыкшие к таким картинам, то, наверное, не стоит так поступать. Но это уже зависит от культуры конкретных людей. Не важно, в Москве дело происходит, в Питере или где-то еще.

И мне, кстати, непонятно, почему для Москвы должен быть какой-то отдельный кодекс поведения. Вот для метро свод правил действительно нужен отдельный. И для пользования лифтом тоже. А правила поведения в обществе должны быть более или менее одинаковыми — что в Москве, что в любом другом российском городе.

И вообще история с баранами — это случай исключительный.

В основном же, как мне показалось, идеи московского кодекса произрастают от простой неприязни к приезжим. Если узбек идет в своем узбекском халате — кому это мешает и чем? Чем кавказская песня хуже негритянского рэпа? Однако никто же не требует запретить исполнять рэп? Песни на английском звучат повсеместно. Или вон какой-нибудь Тото Кутуньо на старости лет дает чёс по стране, и народ ностальгически заводит его давние хиты. Никому не мешает? А ведь поется-то не по-русски! А в Москве надо бы изъясняться на понятном языке.

Или вот станут те же кавказцы шашлыки жарить. Пускай даже на балконе — нехорошо! А когда мой сосед на балконе баранину жарил (русский сосед!), так что весь дом решил, что пожар — это же кодексу не противоречит, верно? А пьяные крики под окном? А драки среди ночи во дворе? Или это часть нашей культурной традиции, доставшееся нам от предков наследие? То есть свое родное непотребство будет процветать, как процветало, зато в тюбетейке ходить нельзя?

Я понимаю, что Москва город большой, грязный, шумный, неспокойный, не похожий на тот, что мы помним из детства. И это грустно. Но самое простое — обвинить во всем приезжих. И это, к слову, не только наша проблема. Это проблема всех больших городов мира. Париж и его арабские кварталы. Нью-Йорк и его Брайтон-Бич, где приезжие за двадцать лет, между прочим, так и не выучили английского, слушают блатные песни и жарят те же самые шашлыки. Везде есть сложности. Потому что в большие города тянутся бедные люди. Люди, не похожие на местных. Люди, которые едут на самые тяжелые работы за самые скромные деньги. И универсального решения проблемы пока не существует. Но у нас все это приняло какие-то уж очень вульгарные формы. Однако если мы хотим, чтобы у нас была нормальная столица, где все чувствуют себя более или менее уютно и чувствуют себя именно людьми, начинать надо точно не с тюбетеек и шашлыков на балконе.

Источник: http://www.ej.ru/?a=note&id=10192

1
193
3