Дальше - история. Про свидомость и про Ющенко

На модерации Отложенный

Главная функция исторического знания - формирование общей памяти, на которой основывается национальная идентичность. Причем не всякое событие имеет с этой точки зрения одинаковое значение. Для народной памяти особое значение имеют отдельные эпизоды, несущие мощный эмоциональный заряд: "Мы сплотились и ценой жертв достигли высокой цели. Мы - великий народ". В русской истории это и Ледовое побоище, и Куликовская битва, и петровское "прорубание окна в Европу", и победа над Наполеоном, и, разумеется, Победа 1945 года.

Такие эмоционально значимые исторические события принято называть "местами памяти". Это устойчивые общественные мифы (в данном случае "миф" не означает "небылица"), массовые представления о тех или иных исторических событиях, их восприятие в массовом сознании.

Примечательно, что "места памяти" можно специально сконструировать. Пример - недавно введенный в официальный праздничный календарь День народного единства. Исключение из этого календаря 7 ноября - пример деконструкции "места памяти" (не окончательного, конечно, но существенного изменения его характера).

Последние пять лет мы имели возможность наблюдать интереснейший эксперимент по такому манипулированию исторической памятью, предпринятый украинским президентом Виктором Ющенко. Попросту говоря, он взялся заново создать украинскую идентичность, освобожденную от советских и российских влияний.

Уже проиграв президентские выборы и прощаясь с властью, 22 января Ющенко наконец сделал то, чего от него давно ждали: посмертно присвоил звание героя Украины Степану Бандере. Это был заключительный акт длительного процесса реабилитации бандеровцев и признания их борцами за независимость страны. На протяжении всего президентства Ющенко в разных городах Украины (преимущественно, конечно, в западной ее части) ставили памятники, переименовывали улицы, проводили различные праздничные мероприятия, чествуя и популяризируя бандеровцев и их идеи.

Второе важнейшее "место памяти", которое старательно конструировал Ющенко все пять лет, что находился на высшем государственном посту, - Голодомор как преднамеренный геноцид украинского народа. Финал процесса также пришелся на конец президентства Ющенко: решение суда о признании виновными в геноциде семерых большевистских руководителей (в том числе Сталина), было вынесено 13 января, за считанные дни до первого тура выборов. Кто-то счел это последней отчаянной попыткой Ющенко набрать хоть немножко рейтинга за счет голосов националистов.

А может, он просто спешил закончить то, что считал очень важным: юридически закрепить "место памяти".

Геноцид - это очень понятное "место памяти". Что может сплотить народ сильнее, чем воспоминание о том, как его чуть было не уничтожили? Холокост - одна из важнейших основ идентичности евреев. В середине ХХ века армянские интеллектуалы (в основном из диаспоры) приложили немалые усилия к формированию своего "места памяти" - геноцида армян в Османской империи в 1915 году (который вообще-то был лишь одним эпизодом в долгой и очень неоднозначной истории взаимоотношений турок и армян). Тот факт, что эти явления стали "местами памяти", то есть, как было сказано выше, общественными мифами, вовсе не ставит под сомнение реальные страдания конкретных жертв. Просто тут акцент смещается в эмоциональную плоскость, и осмысливаемое событие становится неким символом, чтобы народ сплотился вокруг него.

Голодомор и реабилитация бандеровцев - это только два самых заметных примера. А еще были регулярные восхождения на Говерлу, прославление Сечевых стрельцов и героев Крут, годовщина Конотопской битвы, не всегда уместные экскурсы в историю Трипольской культуры и легендарного путешествия апостола Андрея по Днепру.

Политические обозреватели, подводя итоги "эпохи Ющенко", в основном посмеиваются над его пристрастием ко всяческим символам и жестам: дескать, чем по горам лазать да памятники открывать, лучше бы экономикой занялся. Однако Виктору Андреевичу хватило пяти лет, чтобы добиться многих своих целей. Есть как минимум два трудноотменимых юридических акта: указ о присвоении Бандере звания героя Украины и решение суда о Голодоморе (и это не считая резолюции Европарламента о признании Голодомора преступлением против человечности). Есть несколько памятников, которые уже стоят, а сносить памятники - дурной тон. Поднятые Ющенко исторические вопросы на слуху не только на Украине, но и за ее пределами. Национальная дискуссия об идентичности и исторической ориентации идет.

Кажется, именно это, а вовсе не рост ВВП и урожаев озимых Ющенко считал своим главным приоритетом. Украинский народ, судя по итогам первого тура президентских выборов, считает иначе. Виктор Андреевич, конечно, лишен многих качеств, необходимых политику. Но в чем ему не откажешь, так это в искренности и последовательности. Даже поняв, что остался в меньшинстве, он продолжил делать то, что считал важным.

А дальше - история.