Давайте подбирать слова.

На модерации Отложенный

«Как яхту назовешь, так она и поплывет...» Андрей Некрасов, «Приключения капитана Врунгеля»

«Тщательней надо, тщательней...» Михаил Жванецкий

Часть 1.

Почему российское государство так плохо использует свои богатства?

Не говорю о нефти и газе, о лесе и воде, о земле и людях, но всё же — почему российское государство так плохо использует свои богатства? Какие?

Свою историю и свою культуру, и, особенно, свой язык.

Примеры? Пожалуйста...

Давно ли взялось «суверенное наше» за укрепление «вертикали власти», и родило — структуру. Под гордым названием — Федеральный округ.

Интересно — кто-нибудь из «власть обличённых» когда-нибудь задумывался о том, что и каким именем они называют?

И вообще, сколькими «округами» нас «окружило» наше дорогое государство: федеральный, автономный, административный, военный, избирательный, судебный и иже с ними. Такое впечатление, что народ живёт в окружении, в осаде, извините, ни вздохнуть, ни п....нуть. Конечно, если эти названия не призваны практически отражать суть построенной системы.

Так вот, по-моему, Федеральный округ — это когда Федерация «окружает», то есть фактически берёт в кольцо, несколько своих регионов. Боюсь, что большинство населения страны придёт к такому же выводу. Если, конечно, задумается о сути этого названия.

Господа чиновники, если не можете скрыть свои намерения, то всё же не надо настолько их выставлять напоказ. Будьте, если не умнее, что трудно — понимаю, то хотя бы хитрее.

Я далеко не против создания оной «вертикали», скорее наоборот — за, но всё же не учитывать мнение самих регионов, хотя бы их глав, думаю нельзя. Равно как, нужно и изменить название этих структур. Тем более, что «выдумывать» ничего не надо.

Ещё на заре перестройки было создано Сибирское Соглашение. Честно, не знаю какова его судьба, но само название «соглашение», по-моему, более точно и менее агрессивно выражает суть созданной структуры, тем более и функции представителей президента в территориях, скорее объединительные, нежели начальственные.

Теперь несколько слов о Сибири. Начну с Дальнего Востока. Вы думаете, что Дальний Восток — не Сибирь. Не будем спорить — обратимся к эксперту. К моему тёзке Михайло Васильевичу Ломоносову: «Богатство России Сибирью прирастать будет...». И ни слова о Дальнем Востоке.

Но почему же, один из самых образованных людей того времени не добавил этих слов. Может не знали наши предки в то время о побережье Тихого океана. Нет уж, дудки! На месте Якутска острог появился в 1632 году, на месте Охотска в 1648, Нижнеколымский острог был заложен в 1644 году, Камчатка с 1697 года в составе государства Российского, то есть задолго до произнесения «холмогорским» гением этих слов.

Просто, подозреваю, что все земли за Уральским хребтом назывались Сибирью. Да и до сих пор, в этом уверено едва ли не большинство населения России. Даже географы точно не знают куда отнести ту же Якутию — к Сибири, или Дальнему Востоку. Ребята. Не мучайтесь. Берите пример с предков — всё, что в России восточнее Урала — Сибирь.

А Дальний Восток — часть Сибири. О нём и хочется поговорить, точнее о его имени.

Если у вас по соседству страны — «восходящего солнца», «утренней свежести», «поднебесная империя», хуже не придумаешь, чем называться Дальним Востоком. Я понимаю, что это уже исторически сложившееся название, но, когда оно ментально отдаляет такую прекрасную часть России от остальной территории, думаю надо что-то делать. Ребёнок только начавший понимать русскую речь поймёт, услышав эти два слова, что это где-то далеко, туда не добраться и.... решит, что это чужое и ему ненужное. А если этот ребёнок родился в Комсомольске или на Сахалине. Думаю не очень приятно осознавать, что ты живешь, судя по названию, «у чёрта на куличках», где-то на отшибе страны. Тем более, что это — не так. Через пару десятилетий — где что будет?

Нет ребята бюрократы — так нельзя. Один из «вашей братии» когда-то «уродил», а вам — исправлять.

Честно, другие варианты названия этой территории искать не хотелось ни в литературе, ни на географической карте. Поэтому придумал сам.

«Озарье» или «Озаренье».

То есть место , которое озаряет всю России, откуда «приходит» солнце. И, одновременно, это мысль внезапно осветившая ум, позволившая решить какую-нибудь проблему. По-моему, это и точно. и ёмко, и красиво, и жителям, думаю, понравится, и перед соседями «не стыдно».

Если соединить два моих предложения, то эта территория могла бы называться примерно так: «Озаренное Соглашение».

Немногим лучше и два других зауральских названия — Западная и Восточная Сибирь. Нет, я не спорю, с точки зрения элементарной эрудиции и знания карты России — не придерёшься. Но, как же всё сухо, обыденно, и не вкусно, как не сдобренная, да не приправленная, гречневая каша.

Нет, зря я по чиновникам всё прохожусь. Народ у нас долго думать, вообще, не любит, а над такой мелочью, как название места где живёт — тем более. Но есть и прекрасные исключения, но об этом — чуть позже.

Хорошо еще предки поленились старые названия, оставшиеся от тех народов, что в этих местах жили ранее, поменять. Сейчас они звучат интригующе, потому что, непонятно. Названий — куча: Москва, Рязань, Суздаль..... Да та же Сибирь. И ведь прижилось. И зазвучала..., но мы к ней быстренько Западную, да Восточную прилепили, чтоб не выделялась. Это, как на статную красавицу — телогрейку одеть.

Итак, есть предложение. В начале — о Восточной Сибири.

Постараюсь так и двигаться с Востока на Запад. О названии этой территории, признаюсь, думал не более 2 секунд. Мгновенно вспомнился сибиряк Валентин Распутин и название — «Матёра».

Взять бы это слово, да как алмаз к свету поднести — какие красивые грани: материнство, опытность, суровость, основательность, материковый и далее, и далее. Вот это — Русский Язык. А как точно эти определения описывают саму территорию? Не прибавить, не отнять.

С Западной Сибирью мучался долго — быстро определились два слова, и никак не мог выбрать лучшее. Одно из них — это название родного села Василия Шукшина, что в Алтайском крае: Сростки. Просто вслушайтесь. Здесь и привкус объединения, сращивания, и отголоски названия ребятишек одного роста. И в самом деле, очень похоже это на территорию, практически посредине страны, которая сращивает двух сростков, две одинаково важные части государства. Но всё же остановился на другом слове — «Сокровень». Попробую описать саму территорию словами, близкими по смыслу, или даже однокоренными с предлагаемым названием.

Территория, сокрытая со всех сторон горами, обладающая несметными сокровищами, родная по крови окружающим землям, покрытая кровеносными сосудами рек. Похоже? Сам себе отвечу: «Да». По-моему, по такому названию можно географию учить.

А теперь, собственно, не могу не сказать — зачем вообще «изобретать велосипед», придумывать какие-то новые названия. Зачем, вообще, весь этот «огород городить».

Да затем, чтобы «чуждые» бараны да свиньи в нём, в моём, в нашем общем огороде не гадили и грядки не портили. Да и «татям» сложнее было бы покушаться на хозяйское добро. Для гостей — есть ворота, да калитки, которые в наших деревнях, зачастую, до сих пор без засовов и запоров. Нужно ограждать свою страну от непрошеных «визитёров». В том числе и от излишних заимствований, и от нежелания просто использовать свой родной язык, не тот формализованный и выхолощенный бюрократический диалект, а настоящий, великий и могучий. А то у нас теперь сплошь регионы и районы, депутаты и мэры, департаменты и агенства. А родные волости и уезды, присутствия и управы, градоначальники и гласные — тихо и безвременно практически канули в лету.

Я рождён и воспитан в Советском Союзе. Чем очень горжусь. Из аббревиатуры СССР нужно было убрать одну лишнюю букву — социалистическую, и всё. Но сам виноват, сам допустил, теперь «неча» на других пенять.

Я — гражданин России, что усвоил с детства, с игр в «войнушку», с походов по родным краям, с поездок по любимой родине. Но я живу в Центральном Федеральном Округе, и меня это название не радует. Да пока я это произнесу — раза три поперхнуться успею. Это как пыльным мешком, да по голове. Рот — забит, глаза — засыпаны, мозги — набекрень. Конечно, утрирую, но общие ощущения схожи.

А почему разделил Сибирь на три части? Ну, во-первых, это было сделано до меня. А во-вторых, когда один кусочек масла попадает на большой кусок хлеба, то его размазывают таким тонким слоем, что вкус становиться практически не заметен. Я не понимаю, почему при создании Федеральных округов, Сибирь, это богатейший край, оказался обделённым. Тюменскую область, Югру и Ямал, вообще, Уралу подарили, а остальное свалили в одну кучу и давайте, взаимодействуйте. Да по нынешнему сибирскому бездорожью и почти полному отсутствию связи, из одного конца в другой не доедешь и не докричишься. Хорошо ещё дальневосточников пожалели.

Но, наверное, ошибки постепенно будут исправлены. Ведь выделили же Северный Кавказ в отдельный округ. Надеюсь и к Сибири вернутся.

Ну ладно, первое географически-экономическое отступление закончено, пора продолжать высказываться на заявленную тему.

Урал! Гордое, красивое название. Признаюсь, я, первоначально, даже и не допускал мысли вторгаться в это святая - святых моей родины. Но, потом почувствовал, что для меня слово Урал — это, прежде всего, граница между двумя частями страны. Словосочетание «за Уралом» стало просто общим местом в нашей речи. Это имя не объединяет, а разделяет страну. И виноваты в этом мы сами. И я в том числе.

Это я допускаю мысль, что есть Россия здесь, привычная и знакомая, а есть и там, далёкая и холодная. Наверное, это из детства, но осталось на всю жизнь. Думаю, что и сейчас учат также. Спросил у дочери — предчувствие не обмануло. Дилемма.

Урал трогать нельзя. Как географическое понятие, как смысловое понятие, как территорию где расположены Уральский военный округ, Южно-Уральская железная дорога, университеты и, главное, самоназвание населения — уральцы. Но надо попробовать изменить наполнение этого имени.

И если уж я позволил себе предложить возродить термин «соглашение», то почему бы в применении к этой территории не подобрать эпитет, направленный на объединение страны. И всплыло — «Урал - батюшка». И всё встало на свои места. Батюшкино Соглашение. То, что принято народом — трогать нельзя. А здесь лучше и не скажешь. (с).

Продолжение:

http://www.gidepark.ru/user/1545363106/article/73786,

http://www.gidepark.ru/user/1545363106/article/93185