Чем закончилась реформа политической системы в России

На модерации Отложенный
Чем закончилась реформа политической системы в РоссииФото: Роман Канащук / Коммерсантъ
Лидеры всех четырех думских фракций внесли поправки в законопроект о выборах в Государственную думу. После года размышлений – первое чтение прошло в апреле 2013-го – стало понятно не только то, как власть планирует выбирать следующий парламент, но и то, чем завершилась политическая реформа в стране, начатая в декабре 2011 года. Напомним, речь тогда шла об упрощении регистрации партий, возвращении выборов губернаторов и одномандатников в Думе, – пакет поправок, который предложил принять Федеральному собранию президент Дмитрий Медведев. Своеобразная уступка в ответ на массовые митинги на Болотной и Сахарова.
 
Что мы видим теперь, после внесения поправок? Для партий, раньше свободно допускавшихся к думским выборам, появились три варианта быть зарегистрированными: если на прошлых выборах в федеральный парламент они набрали больше 3% (это «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Яблоко»), если есть хотя бы один мандат в региональном законодательном собрании или если удается собрать 200 тысяч подписей в поддержку. Одномандатникам, желающим выдвинуться самостоятельно, а не от какой-то партии, придется собрать не менее 3% подписей от общего числа избирателей в округе. Раньше им надо было собрать половину процента.
 
Если зайти на сайт «Единой России», то даже самый неразумный поймет: в стране продолжается усовершенствование политической системы. Как рассказывали изданиям все прошлое лето приглашенные на совещание к первому замглавы администрации президента политологи, Вячеслав Володин постоянно твердил, что необходимо и дальше развивать конкурентоспособность, открытость и прозрачность российской политической системы. Речь шла как раз о медведевских реформах. 

Сегодня на сайте партии единоросс Владимир Плигин, например, подробно объясняет, почему законопроект о выборах сделает Госдуму доступнее для малых партий. Эксперты сайта er.ru говорят, что на выборах без сбора подписей будут отсечены партии, которые принято называть «спойлерскими» или «политтехнологическими». Действительно, уже сейчас в России 75 зарегистрированных партий; бюллетень, включающий названия всех, больше был бы похож на рулон обоев. Заместитель исполнительного директора фонда, близкого к Кремлю, Института социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) Александр Пожалов заявляет, что поправки к закону о выборах в Госдуму уже сейчас позволяют принять участие в борьбе за мандаты восьми непарламентским партиям. Отметим, что среди них есть и «Гражданская платформа», и РПР-ПАРНАС с мандатом видного регионального депутата Бориса Немцова в Ярославской области. «Именно в таком формате закон поможет совершенствованию нашей политической системы. Притом что допуск в нее открыт максимально, представлены люди всех воззрений, всех флангов», – говорит заведующий кафедрой общей политологии Высшей школы экономики, член президентского Совета по правам человека Леонид Поляков.
 
Очевидно, что впопыхах принятый волюнтаристский закон о регистрации партий, насчитывающих всего 500 членов, надо было как-то ограничить. Сотня партий, идущих в Госдуму, это чересчур. Парламентским партиям и «середнячкам» удаление с поля спойлеров, отгрызающих несколько процентов, на руку: лишние мандаты, а то и вовсе вопрос преодоления проходного барьера. Надо было изменить закон о регистрации партий, не отменяя его. Поправки внесли в другой законопроект – о выборах в Госдуму. Хотя вот в закон о выборах губернаторов были спокойно вписаны фильтры, а после добавилась возможность утверждения парламентом спущенной из Кремля кандидатуры.
 
Главное с этими поправками к выборам в Госдуму, конечно, даже не столько ограничение допуска новых партий на выборы. Впрочем, если тот же «Народный альянс» Алексея Навального после четвертой или десятой попытки зарегистрируют, шансы на участие этой партии в выборах ничтожно малы. Не факт, что партия к этому моменту успеет получить мандат в областном парламенте, а процедура проверки подписей в России зарекомендовала себя как еще один способ недопуска нежелательных персонажей в бюллетень. Главное – это история с допуском одномандатников. В Госдуму-2016 впервые с 2003 года возвращаются выборы по одномандатным округам.
 
«Единая Россия», теряющая популярность, продолжает сохранять большинство в региональных и местных парламентах как раз за счет побед одномандатников. В регионах партия власти движется в сторону отказа от избирательных кампаний под своим брендом, пристегивания к образу Владимира Путина в последние годы тоже не наблюдается. «ЕР» делает ставку на проведение личных избирательных кампаний одномандатников. Подавляющее большинство одномандатников, победивших на выборах, – это будущие члены фракции «Единой России». Выборы по одномандатным округам – это не партийная борьба, здесь достаточно сложно организовать протестное голосование против какой-то конкретной партии, ассоциирующейся с властью в регионе, здесь чаще всего выигрывает кандидат, пользующийся поддержкой власти или собравший на кампанию больше всего денег, то есть, как правило, кандидат от власти.

Но даже при этой статистике, по всей видимости, было принято решение подстраховаться и не допустить тех, кто не желает или не смог договориться о выдвижении от существующих парламентских партий и еще восьми, среди которых «Гражданская платформа», «Правое дело», «Патриоты России», «Родина», раскалывающийся РПР-ПАРНАС и так далее. Им придется либо довольствоваться кругом очерченных партий, либо собирать подписи самостоятельно. Изначальный вариант внесенного законопроекта предполагал половину процента. То есть количество подписей, которые необходимо теперь собрать, выросло в шесть раз.
 
Глава межрегионального объединения избирателей Андрей Бузин, услышав цифру 3% подписей для выдвижения в своем избирательном округе, не поверил. «100 миллионов избирателей разделить на 225 округов – это примерно 4,5 тысячи один процент, всего около 14 тысяч в среднем! Даже две тысячи подписей на прошлых выборах в Мосгордуму собрать было очень сложно в июле – августе. Либо просто приняли, не подумав, либо это умышленное урезание, чтобы невозможно было собрать подписи честно», – говорит он.
 
Если бы была оставлена полностью пропорциональная система или выборы в одномандатных округах проходили без административного давления в пользу одного кандидата (тем более что независимым одномандатникам все равно придется «брать франшизу» у проверенных Кремлем партий), партия власти вряд ли бы сохранила большинство. Де-факто всем партиям, кроме «ЕР», теперь предстоит бороться не за 450 мандатов, а за половину, за 225. Это значит, что мы не то что вернулись в систему до медведевского послания в декабре 2011 года, а в 2003 год, когда половина Думы состояла из выбранных одномандатников, но почти все они влились в «Единую Россию». Сейчас ужесточили процедуру выдвижения для независимых и самостоятельных кандидатов. Так выглядит конец политической реформы, начатой в декабре 2011 года.