Репортажи из Китая. Заметки очевидца. Транспорт в Китае.

На модерации Отложенный

Китай, вероятно, имеет самую разнообразную транспортную систему. Кроме имеющихся во всём мире авиа-, водных и сухопутных транспортных средств, в неё необходимо включить рикш (с мотором и без мотора), электрические велосипеды (их здесь за 100 миллионов), гондолы (их тоже несколько типов) и сверхскоростные поезда, являющиеся обычным, пользуемым рутинно, транспортным средством.

Кроме многочисленных авиакомпаний Китайской Народной Республики, к числу китайских можно отнести и EVA Air – Тайваньскую, и Гонгконгскую, и Макао и даже Сингапурскую, потому что ведь в Сингапуре тоже преобладают китайцы.

Уровень сервиса на внутренних линиях вполне приличный, получше средне-американского, где пассажиры уже платят за еду, багаж, а в обозримом будущем сделаются платными одеяла и посещение туалетов.

Аэропорты вместительные и очень логичные. Запутаться в них трудно даже иностранцу. Указатели на двух языках.

На въезде в страну нужно проходить кроме иммиграционного с таможенным ещё и медконтроль.

Контроль осуществляется мгновенно и времени не занимает нисколько. Если у вас, конечно, не повышенная температура. Ещё полгода назад её измеряли у каждого пассажира прямо в самолёте. Сейчас – поставили датчики в зоне медконтроля. Одного пассажира с нашего самолёта задержали и отвели в сторонку.

Звука выстрелов мы не слышали. Но мы-то знаем, что делает кровавая китайская гэбня с нарушителями общественного спокойствия.

Иммиграционному чиновнику вы можете выставить оценку, нажав кнопку, по пятибалльной шкале.

Замешкался – получи трояк, узкоглазый.

Выходите из зоны контроля под равнодушными взглядами таможенников и попадаете в большой зал, где вас радушно встречают представители местного транспортного сервиса.

Если вы – лох, нанимаете первого же приветливого частника, который говорит по-английски и доставит вас, куда требуется, за заранее оговоренную сумму.

Нелохи смотрят на таблички и находят нужную. Например: MAGLEV. Это сверхскоростной поезд, в котором я зафиксировал скорость в 439 км/час.

Он довезёт вас из международного аэропорта Пудонг до центра Шанхая за 8 минут. Движения, если закрыть глаза, почти не ощущаешь. Только качнёт чуть-чуть в середине пути, где два встречных поезда соединяются на миг в пространстве.

Если вам нужно в другой город, следуете по терминалу к автобусам дальнего следования. На станции никто не говорит на чужих языках, кроме случайных пассажиров. Но вам помогут, непременно помогут. Попытаетесь сесть не в свой автобус – высадят. И так – до тех пор, пока не попадёте в нужный.

Покрытия всех без исключения дорог – очень даже замечательного качества. На загородных шоссе легковушки катят и 140 и 160 км/час, не испытывая особых неудобств.

Пробки редки, правда, в таких гигантских городах, как Бейцзин или Шанхай, в них можно попасть.

Впрочем, тенденция к увеличению количества автомобилей предполагает современное городское планирование. В Бейцзине, мне рассказывали, есть четыре или даже пять кольцевых дорог, облегчающих и упорядочивающих движение.

Сущствуют и другие рычаги, например, ограничение движения частных маашин. Оно было введено как временная мера перед Олимпиадой, но для китайского правительства временное оказалось синонимом постоянного.

Так и ездят теперь столичные частники – через день.

Главный вид транспорта для иностранца, конечно, такси. Это очень доступно, дёшево и соблазнительно. Китайские такси – воплощённая мечта помещицы Простаковой.

Таксисты вежливы и знают, куда вас везти. А если не знают – тут же звонят по телефону или включают GPS, через считанные секунды вы в пути. Возникают недоразумения и ваш шофёр не говорит на знакомом вам языке (они не говорят никогда, а вы не знаете ни путонхуа, ни шанхайского) – тоже нет проблем. В каждом шанхайском такси можно найти номер телефона, по которому с вами побеседуют по-английски и успокоят.

Что замечательно: китайские водители даже не намекают на чаевые. Они рассчитываются до единого юаня и тут же выдают напечатанный счёт с овальной позолоченной печатью. Не брезгуйте счётом. Если он не нужен для финансового отчёта, может всяко пригодиться. Когда вы обнаружите, что из кармана выпал сотовый телефон или кошелёк, найти такси, в котором произошёл казус, будет разрешимой задачей.

Впрочем, такси – это для новичков. Человек, приехавший в Китай, обычно проходит три стадии привыкания к действительности.

  1. «Возьму-ка я такси, оно тут ничего не стоит, выйду у любого ресторана, во всяком – пальчики оближешь и закажу пару бутылочек пива».
  2. (Через месяц-другой) «Поеду сегодня на автобусе и сэкономлю денег, чтобы пообедать вон в том ресторане, там готовят лучше и всегда есть холодное «Чиндао».
  3. (Ещё через месяц вживания) «Никуда не поеду. Буду сидеть дома и пить пиво».

Итак: автобусы. Проезд по городу стоит 1 или 2 юаня. Ходят по расписанию. Электронное табло на остановке показывает время, оставшееся до прибытия. В салоне – телевизор, развлекательная программа. Остановки объявляет приятный женский голос. Впрочем, вам это ни к чему, вы же не говорите ни на путонхуа, ни на кантонском. Протягиваете бумажку с китайским адресом водителю и он показывает вам на дверь по прибытии.

В автобусах дальнего следования есть и туалет, и телевизор, и камеры слежения за пассажирами. Ходят эти автобусы минута в минуту. Современные, комфортабельные. Совсем было бы в них хорошо, если бы не ... китайцы.

В скученной остановке проявляются их худшие качества. Они чихают просто в воздух, громко говорят по телефону и толкаются при входе/выходе. Сволочи.

Зато междугородные автобусы недороги. За 2-3 часовую поездку с вас возьмут эквивалент 10-12 долларов. И доставят с гарантией.

Случилось нам увидеть и совершенную новинку: автобусы дальнего следования со спальными местами. Чистенькие постели в два этажа, расположенные вдоль окон.

Как там внутри – не знаю, на дальние расстояния только летал.

Мой любимый вид транспорта – электровелосипеды. Их популярность велика и объясняется: а) дешевизной (новый стоит 260 долларов) и б) для их вождения не нужны права. Пытался какой-то умник изменить последнее правило, но тут же восстала 100-миллионная армия владельцев и ... законопроект похоронили.

Чем они привлекательны (но и опасны) – полной бесшумностью. Прежде, чем остановиться или перейти дорогу, нужно трижды обернуться, чтобы не столкнуться с велосипедом и не причинить невольно травму его миниатюрному водителю.

Особый вид транспорта – рикши.

В эпоху исторического материализма это был и самый скоростной способ передвижения. Если советский командированный или дипработник был замечен в эксплуатации человека человеком, дорога домой укорачивалась до одного дня.

Рикши бывают педальные и моторные. Стоят они недорого, к тому же чувствуешь себя гораздо комфортнее, чем в автобусе. Коляска-то вмещает одного седока, не более. С неё удобно разглядывать неторопливо проплывающие пейзажи и ловить взгляды прохожих, застывающих на миг при виде невиданного в этих краях «лаовая».

Другой вид транспорта, который покорил моё сердце ... гондола. Если вы думаете, что гондола является принадлежностью одного города – Венеции, вы будете недалеки от истины. Венецианцы тоже так думают.

Но изобретены управлемые кормовым веслом судна не в Италии. Родную Венецию с ними ознакомил неутомимый путешественник и фантазёр Марко Поло. Он побывал в моём любимом городе и записал на манжете: «В городе таком-то имеется 6 тысяч мостов». Цифра впечатлила венецианцев и они тут же принялись копать каналы и строить гондолы: грузовые и пассажирские.

Трудолюбивые венецианцы докопались до цифры в 453 моста, настроили множество гондол и вырастили целую касту гондольеров, славящихся своей грубостью и отсутствием музыкального слуха.

В китайском же городе, если верить местному гондольеру, в настоящее время имеется всего 260 мостов, что является своего рода мерилом правдивости великого венецианца, не зря носившего кличку «Марко - миллион».

Местные гондолы не так роскошны, как венецианские, но зато гондольер, если вы ему понравитесь, прочтёт вам старинную китайскую поэму, споёт, и неплохо, китайские песни, начиная со свадебных и кончая революционными.

Если же вы окончательно завоюете его сердце изящным комплиментом на родном языке, он может позволить вам порулить.

Ах, какое это счастье: увидеть себя на корме гондолы, вращающего тяжёлым, но послушным веслом, лавирующего узким каналом, служившим некогда для защиты города от захватчиков.

Мирно проплывают нависающие над водой дома, тыльные стены ресторанов, ступеньки, с которых жители сотни лет полоскают своё нехитрое бельё и балкончики, на которых они его беззастенчиво сушат.

Поглядывают на гондольера-лаовая жители через свои окошки и двери, щебечут незакомого вида птицы в клетках, провожают взглядом несъеденные ещё друзья человека – и на душе становится спокойно, начинаешь проникаться вечной китайской неторопливостью и пониманием их уравновешенного характера.

Это понимание исчезает мгновенно, как только вы сходите на берег и попадаете на оживлённую городскую улицу.

Сказать, что китайские водители водят с пренебрежением всяких правил дорожного движения и с полным презрением к сигналам светофора и дорожным знакам – отнюдь не означает дать представление о том сумасшествии, что творится на дорогах.

Вот – автомобиль проехал на красный свет. Через секунду машина и велосипедист едва разминулись, заставив ваше сердце наверстать замедленные в гондоле ритмы. Там – неторопливый велосипелист с прицепом задумчиво едет по третьей, скоростной полосе ... встречного движения.

Теперь умножьте это на сто.

Все бешено и продолжительно сигналят, лавируют, тормозят, увиливают друг от друга, разминаются в сантиметрах, словом – ад?

Отнюдь. Образ жизни, неторопливый и безмятежный. Никто не теряет выдержки, не слышно мата и проклятий в адрес ближних и дальних родственников. Обычная реакция водителя – отсутствие реакции. Сильная реакция – улыбка.

В первые дни и даже недели приезжего не покидает удивление: почему в стране, взращённой на идеях Конфуция, предписывавшего уважение к старшим, до такой степени игнорируются права и чувства лучшей части населения, которой, как известно, являются пешеходы.

И только через месяцы упорного наблюдения и усиленного размышления вас осеняет: в континентальном Китае дорожное движение осуществляется не по правилам, установленным чиновниками из ГББД, но оно происходит строго по старшинству.

Старший – это автобус.

Его водитель вообще не обращает внимания на мельтешащую вокруг дорожную мелюзгу. Автобус может проехать на красный, развернуться, поменять полосу, затормозить или ускориться в ту самую секунду, в которую голову водителя осенит соответствующая идея.

Вальяжно, как кит, окружённый водоплавающими второго ранга, он плывёт в одном ему известном направлении. Транспортные средства меньшего калибра лавируют с учётом его манёвров по замысловатым траекториям, которые свели бы с ума не только американского, но и итальянского автомобилиста.

При всём при этом очень редко увидишь аварию или столкновение на улице. Много раз мы или машины вблизи нас были на волоске, но ... проносило.

Тем не менее, несчастные случаи здесь происходят. На дорогах гибнет в два раза меньше людей, чем, скажем, в США (на 100 тысяч душ населения), но и машин здесь пока меньше. Так что вертеть головой приходится постоянно. Это улучшает работу шейных позвонков.

Иногда гражданам приходится брать дело безопасности на дорогах в свои руки.

Летом позапрошлого года такая попытка была описана в газете Shanghai Daily, а потом попала во все СМИ мира.

В одном провинциальном городке автомобилисты постоянно игнорировали красный свет на оживлённом перекрёстке. В конце концов доигрались: погибла женщина.

Водители никак не отреагировали на этот тревожный знак. Они продолжали нарушать.

Пожилой житель городка, ветеран каких-то с кем-то сражений, решил взять воспитание нерадивцев в свои мозолистые руки.

Он набрал ... кирпичей и встал на вахту.

Как только автомобилист проскакивал на красный свет, 76-летний старикашка наказывал его ударом кирпича по лобовому стеклу. Пешеходы настолько бурно поддерживали героического дедушку, что ни один сбитый пилот не рискнул остановиться.

На счету партизана было уже 17 подбитых врагов, когда его удалила с площади родная полиция.

Судья... отпустил деда восвояси, несмотря на наличие явного состава преступления. А что вы хотите? Суд в Китае – народный.

Несмотря на кажущуюся бесперспективность вождения автомобиля «лаоваем», права получить довольно просто. Для этого нужнро сдать письменный экзамен. Если у вас есть американские или международные права, ГБДД выпускает вас на улицы.

Китайские власти верят в законы эволюции.

Одним лаоваем больше, одним меньше.