УКРАДЕННОЕ ДЕТСТВО

Накануне наша страна отметила очередную годовщину начала Великой Отечественной войны. Для тысяч россиян – свидетелей и участников этой войны 22 июня 1945 года стало роковым днём, отсчётом нового времени – страшного, сурового, не щадящего никого. Вдвойне больно вспоминать этот скорбный день тем, кого война застала детьми. Как известно, детские воспоминания самые сильные и остаются с нами на всю жизнь, даже если этого не хочешь.
Озвучивать их нелегко, поэтому, когда мы напросились в гости к Тамаре Терентьевне ИСАКОВОЙ, наш разговор часто прерывался – на глазах дивногорки наворачивались слёзы. Большие, как у ребёнка, которым она встретила весть о войне. В конце лета 1941 года ей должно было исполниться всего 11 лет. Тамара Терентьевна до сих пор помнит ту минуту, когда услышала о том, что мирная жизнь осталась в прошлом – пришла в детский сад за маленькой сестрёнкой и увидела, как плачут воспитатели – «Война началась!».
По стране началась мобилизация. Маленькая Тамара проводила на фронт только одного родного человека – брата. Отца признали негодным к службе, но это была лишь временная радость для семьи, где воспитывались четыре дочери. Вскоре умерла мама, потом ушёл из жизни отец. Старшая сестра к тому времени призвалась в армию, не на фронт – местом её службы стал Красноярск, но о семье ей пришлось забыть. Три младшие девочки остались сиротами, предоставленными самим себе – местная власть даже не побеспокоилась о беспризорных несовершеннолетних детях. Всю заботу о сёстрах взяла на себя Тамара:
– Мы испытали на себе и холод, и голод, и всякие обиды. Я пошла работать в цех, где катали для фронта валенки. В школу, конечно же, перестала ходить. Дошло до того, что классный руководитель пришла за мной – уговаривала вернуться к учёбе. Я говорю: «Кушать хочу, да и сестёр кормить надо». А за работу давали 350 граммов хлеба и тарелку супа в день. Учительница всё-таки уговорила меня вернуться в школу. Я вновь села за парту, на работу ходила по вечерам. Носить было нечего. Осенью учебный год начинается, я иду в школу босиком. Ноги мерзнут. Сяду на корточки, ноги платьем прикрою, погрею, и снова в путь.
Делить школу с тяжёлой работой Тамаре Терентьевне пришлось до конца войны. В 1946 году, когда домой вернулся брат, девушка устроилась кассиром в парикмахерскую.

В этом же году она переехала в Красноярск, где познакомилась со своим будущим супругом – Иваном Иннокентьевичем Исаковым, участником Великой Отечественной войны. 31 января 1947 года молодая пара расписалась.
Семейная жизнь Исаковых оказалось насыщенной на переезды, конечной остановкой одного из которых была стройка КГЭС. На Енисей супруги Исаковы переехали в 1956 году. С двумя детьми успели пожить в брезентовой палатке. Потом перебрались в Шумиху. Когда посёлок собрались затопить, Иван Иннокентьевич и Тамара Терентьевна переехали в Дивногорск. В 1977 году Исаковы уехали в Якутию, где проработали шесть лет, после чего вновь вернулись в Дивногорск.
Обидно, что только в зрелом возрасте Тамара Терентьевна задумалась о пенсии. К тому времени подтвердить тот факт, что она работала во время войны и в послевоенные годы, оказалось невозможным. Потом сняли стаж за работу на севере и воспитание детей – в Шумихе детских садов не было, каждого ребёнка приравнивали к году рабочего стажа. В результате, на заслуженный отдых Тамара Терентьевна ушла с 22 годами трудового стажа, а её пенсия сегодня составляет всего шесть тысяч рублей. И это притом, что трудиться она начала ещё подростком. Спасает пенсия супруга-фронтовика.
Впрочем, главное богатство – не деньги, считают Исаковы, а наследники. В мае Исаковы стали прабабушкой и прадедушкой в седьмой раз. Внуки и правнуки каждое лето приезжают в Дивногорск в гости к родным. Тамара Терентьевна признаётся, что молодёжь она балует. Язык не поворачивается сделать замечание внукам, отказать им ни в чём пенсионерка не может, потому сама была сиротой, знает, что такое обиды и невнимание взрослых.
Несколько лет назад наша газета накануне Нового года проводила акцию «Голубая мечта». Мы предложили нашим читателям поделиться своими желаниями, самые необычные из которых пообещали исполнить. Тогда к нам в редакцию пришло письмо от подруги Тамары Терентьевны, в котором она рассказала о своей знакомой – как рано Тамаре пришлось забыть про игрушки, и попросила редакцию подарить своей пожилой подруге, а тогда Тамара Терентьевне было 77 лет, куклу. Мы с большим удовольствием исполнили это желание. Красивая игрушка, как будто только из магазина, до сих пор красуется за стеклом «стенки» в квартире Исаковых, как напоминание о детстве, которое украла война.

Источник: Газета "Огни Енисея"

0
271
0