Дочь фронтовика

На модерации Отложенный

Легендарный город на Енисее с романтическим названием «Дивногорск» знаменит своей давней историей. Здесь когда-то кипела жизнь крупнейшей всесоюзной стройки Красноярской ГЭС. Строительство плотины рождало своих героев. О них в своё время писали во всех газетах, их показывали по телевидению, мы знали их в лицо. Среди нас и по сей день живут простые работяги, возводившие ГЭС. И надо отдать им должное – это их руками построен Дивный город, возведена величайшая в мире по тем временам электростанция, не имевшая за десятилетия эксплуатации ни одного сбоя. Как говорится – построена на века.
Екатерина Симоновна Гайдина относится к тем самым трудягам, которые от начала и до конца проработали на «стройке века». Я долго не решалась написать об этой удивительной женщине, уж очень непростая судьба выпала на её долю. Она родилась в маленькой сибирской деревушке Сагала, что в Кемеровской области. Сейчас её уже нет. А когда-то там был небольшой леспромхоз, в котором трудился её отец. Она была единственным ребёнком в семье. Однажды отец привёл в дом сиротскую девочку Аню. Так и прижилась Аня в этой семье как родная.
Известие о войне пришло в деревню неожиданно. Отец ушёл на фронт и не вернулся. Он погиб летом 1943 года около села Рытвино под Смоленском. В этом районе шли тяжёлые бои при наступлении наших войск. Многие сложили там свои головушки. Отца вместе с другими бойцами похоронили у дороги. Об этом написал его боевой товарищ. Друзья дали друг другу слово: кто погибнет из них первый, оставшийся в живых должен сообщить его семье. Катя отца почти не помнит, но его письма с фронта до сих пор знает наизусть.
Время после войны было тяжёлым, вспоминает Екатерина Симоновна. В школу с Анютой вместе ходили далеко, за несколько километров от дома. Занятия не отменялись даже в лютые морозы. Едва закончив школу, она пошла работать. Родной дядя устроил её на шахту, но, посчитав, что молодой и хрупкой девчонке такая работа не под силу, устроил на другую, не менее трудную. Потом была учёба и работа ткачихой на Канской трикотажной фабрике. Именно тогда по всей стране прокатилась молва о грандиозном строительстве на Енисее. Романтика не заставила себя ждать.
Со своей закадычной подружкой Верой Меркуловой Катя приехала покорять могучую сибирскую реку. На стройке – одна молодёжь, а вокруг – тайга. Такая красотища!..
Подруги работали на бетонном заводе, жили трудно, но устроено, ведь они были так молоды! Влюблялись, создавали семьи и были по-своему счастливы. Отныне Дивногорск для них стал самым прекрасным городом на планете. Здесь, на стройке, Катерина встретила своего суженого – молодого, симпатичного варщика Михаила. Родилось двое деток, молодым выделили отдельную квартиру. Казалось бы – жить да радоваться, но случилась беда. После недолгой, коварной болезни Катерина потеряла своего мужа. Больше замуж не выходила. Не встретился ей больше такой, каким был её Михаил.
Она проработала на ГЭС до завершения строительства и ещё долго потом трудилась на бетонном заводе. А когда ушла на заслуженный отдых, не смогла сидеть дома без дела.

Решила заняться огородом. Присмотрела в «Тёжном» на 66-м километре заброшенный участок, оформила его и, засучив рукава, принялась приводить его в порядок. Участок был бесхозный и очень запущенный. За одно лето не только успела его расчистить, но вырастить неплохой урожай. «Завидная трудоспособность», – с удивлением поговаривали дачники. В народе справедливо называют таких трудоголиками. Большую часть времени она проводила на садах и везде успевала. Кому теплицу откроет в знойный день, а кому-то и грядки польёт, чтобы не засохли всходы. Мы не могли нарадоваться такой соседке и потянулись к ней со своей дружбой. И вдруг… Весной 2004 года мы больше не увидели своей Катерины на 66-м. Огород ждал свою хозяйку, а её всё нет и нет. Случилось непоправимое. Она попала в больницу с инсультом. Сдало здоровье. Это в молодости нам кажется, что жизнь бесконечна, а когда старость уже наступает на «пятки», и болезни наматываются как снежный ком, вовремя не задумываемся о последствиях. Так и случилось с нашей Катей. Беда пришла в 64 года. Коварная, непредсказуемая, повисла над головой как дамоклов меч. Вот и второй инсульт пришлось перенести. Спасибо докторам – постарались и, как смогли, вернули Катерине жизнь. Самое удивительное, что она не смирилась со своим недугом, не впала в депрессию или уныние, боролась и продолжает бороться за жизнь. У неё редкий природный оптимизм. Она даже в теперешнем состоянии не расстаётся с чувством юмора. К ней приходят друзья, подруги, коллеги по бывшей работе. В последние годы её часто навещал дивногорский писатель, сосед по квартире Вениамин Зикунов, заносил свежие газеты, справлялся о здоровье. В минуты вдохновения она пишет стихи. Их у неё много. Пусть они не такие уж совершенные, но веет от них теплом и светом.
Люблю Сибирь с её морозами,
Весну с большими грозами,
И лето знойное с покосами,
И осень с золотою россыпью.
С приближением праздника Победы у неё появились печальные строки:
Плачет мама, плачем мы –
Не пришёл отец с войны.
Ты прости, отец родной,
Что не встретилась с тобой.
Виновата лишь одна
Распроклятая война.
Живёт Екатерина Симоновна с дочерью, которой пришлось оставить работу по уходу за мамой. А ещё есть любимый внук Женька, который до сих пор остаётся для неё «маленьким», хотя уже служит в армии. Служит исправно, часто звонит и пишет. Ждёт его в Дивногорске молодая девчонка. Катерина мечтает дождаться их свадьбы. Вот так, в скромных мечтах и заботах проходит у неё день за днём.
Я иногда удивляюсь: где корни той силы воли и духа, какие проявляются в борьбе за выживание у таких людей, как Екатерина Гайдина? Она как раз из тех женщин, которые никогда не жалуются на свою судьбу. Где источник их способности преодолевать недуг, неимоверные страдания? Не в том ли, что это всё досталось им по наследству от отцов, выигравших тяжелейшую в мировой истории войну? Да, эти люди умели побеждать. И жить достойно – тоже.