Гайдар. Взгляд справа

На модерации Отложенный

Для меня лично совершенно нет загадки в неудачах реформ Гайдара. Именно его реформ. Напомню, что к 1995 году промышленной производство составляло 50 процентов уровня 1990 года. Это не случайность, не результат внешних факторов. Это было предопределено.

На уровне личных ощущений я помню лето-осень 1991 года, когда экономическая жизнь буквально бурлила: создавались новые малые предприятия - часть уже перешла от брокерства к торговле за свой счет, заводы и фабрики активно вовлекались в новые условия деятельности, активничали на рынке и сельхозпредприятия.

И тут наступило 1 января 1992 года. С новым налогом - НДС. В 28 процентов. Где-то мне попадалось, что Гайдар предлагал ставку в 32 процента. Этого одного налога хватило бы, чтобы подавить деловую активность. Но не поленитесь и загляните в первую редакцию закона О - дай Бог памяти - налогах и налоговой системе. Если не ошибаюсь, 54 (!) налога.

А были среди них, например, 2 оборотных налога. С мизерной такой ставочкой в сумме 4 процента (для примера, что это значит: допустим, завод приобрел ресурсов на 100 единиц, создал продукт и продал его за 110 единиц. Так вот 4 процента от 110 - это 4,4 единицы, т.е. 44 процента от вновь созданной стоимости).

О, налоги той поры - это как вечная песня про любовь... Таким образом, бизнес фактически оказался перед дилемой: платить налоги - и разориться, не платить - и стать преступником. Кто выбрал первый путь - внесли вклад в падение производства. Кто второй - стали крайне уязвимы для бандитов и чиновников.

Бизнес в итоге стал крайне криминализирован, размылась грань между нормой и преступлением.

Он, бизнес, стал заниматься не укреплением своих позиций на рынке, а поиском покровителей во власти: чем больше накапливался капитал (а накапливаться он мог только в случае уклонения от налогов и никак иначе), тем больше требовалась защита.

Образно говоря, Гайдар запустил мотор экономики, отпустив цены. Но до упора натянул ручной (стояночный) тормоз. Машина экономики тронулась, передние колеса работали, задние были застопорены, машина завиляла влево-вправо и... сползла в кювет.

В итоге: народ разуверился в демократии, в Ельцине, в чём там еще... А по факту получились и задержки пенсий, и безработица, и закрытие заводов. Да, товары появились. Но импортные - из стран со вменяемыми налоговыми системами. Так что Егора Тимуровича, вечная ему память, надо помнить. И понимать, что он реально сделал. И сотворил тоже.

Прим.1: У Гайдара были объяснения, почему должны быть налоги высокими. Но это была, было понятно и тогда, кабинетная, а не жизненная логика.

Прим.2: Вспоминается возмущение Чубайса по делу ЮКОС. Вот был человек [Чубайс] главой администрации президента - практически неограниченные возможности на тот период. Но не налогами и оживлением деловой активности занимался, а надуванием пузыря ГКО. А ведь мог сделать налоговую систему вменяемой и резко снизить необходимость бизнеса в манёврах в идиотской (назовём прямо) налоговой системе. Да и необходимость привлечения средств через ГКО была вызвана существующей налоговой системой. Т.е. занимался не причиной, а следствием.

Прим.3: В вышеприведенном расчёте не учитывался налог на добавленную стоимость. Для простоты иллюстрации.