С кем сливать Кадырова?

На модерации Отложенный

Спикер Госдумы РФ Борис Грызлов всколыхнул региональные элиты по всей стране. Уже несколько дней обсуждается его идея объединения регионов-доноров с дотационными субъектами РФ. Одни эксперты уже прикидывают, как может выглядеть административная карта страны после реформы, другие же убеждены, что более абсурдную идею представить сложно.

Свою идею спикер Госдумы развил на заседании Госсовета. "Субъект Федерации - это высокое звание, которому нужно соответствовать. Нужно либо менять подходы к работе, либо объединяться с другими, чтобы быть самодостаточными", - сказал Грызлов. Чрезвычайно живо на предложение спикера отреагировали главы самих регионов.

Некоторые губернаторы принялись яростно поддерживать Грызлова, видимо, в надежде на увеличение своих властных полномочий. Так, губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко посчитала идею спикера ГД здравой. Не стал отставать в радикальности от председателя ГД губернатор Забайкальского края Равиль Гениатулин. Он заявил, что оставить следует всего 45-50 субъектов, а также изменить налоговую систему и расширить полномочия губернаторов. А вот доживающий последние деньки на своем посту президент Татарстана Минтимер Шаймиев, наоборот, считает предложение Грызлова нереальным "по крайней мере в ближайшие 30 лет".

Стоит отметить, что идеи перекроить Федерацию периодически всплывают в умах российских руководителей. Последний по времени проект выдвигал Дмитрий Козак, ныне пребывающий в ранге заместителя премьер-министра, а ранее возглавлявший Минрегионразвития. Козак озвучил новое видение развития регионов России, предложив объединить их по экономическим признакам в макрорегионы, определив отраслевую специализацию и конкурентные преимущества.

Ситуацию "МК" прокомментировали эксперты.

Александр КЫНЕВ, руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики:

- В условиях кризиса подавляющее число регионов, даже нефтедобывающих, оказались дотационными. Это не является чем-то вопиющим. В мире нет ни одной страны, где бы все регионы были донорами. Ведь разнятся географические условия, ресурсная база. Никто по этому поводу сильно не переживает. Совершенно необоснованно решать судьбу регионов, основываясь лишь на их экономических показателях. Границы субъектов определяются в первую очередь географией, культурой, историей. Экономические показатели имеют свойство меняться, они непостоянны.

Что ж теперь, каждый отчетный период перекраивать страну?

- Реальна ли вообще реализация идей спикера?

- Я считаю, что идеи уважаемого спикера - просто абсурд. Это такое типичное выражение чиновничьей логики - все унифицировать, стандартизировать. Но поставить всех в один ряд невозможно.

Евгений МИНЧЕНКО, директор Международного института политической экспертизы:

- Для начала следует провести анализ тех объединений, которые уже состоялись. Следует выяснить, улучшился ли уровень жизни людей в Коми-Пермяцком, Таймырском, Эвенкийском округах, которые уже объединили с более крупными субъектами.

- Должны ли быть кроме экономического какие-то дополнительные критерии для определения судьбы региона?

- Конечно. Экономика - это крайне непостоянный критерий. Ее структура, конъюнктура меняются. Найдут, например, альтернативу нефти - и север страны станет абсолютно дотационным. Или другой пример. Вот уже много лет у нас по дотационности лидируют национальные республики, в первую очередь кавказские. Но их же невозможно ликвидировать и объединить с русскими регионами. Это совершенно разная культура, география. Власть будет вынуждена решать совершенно разные проблемы в рамках одного субъекта. К тому же в гигантских суперрегионах наверняка частные проблемы, проблемы отдаленных сел и деревень просто не будут браться во внимание, до них не дойдут руки. Плюс объединение - это очень серьезные деньги. Нужно хорошенько подумать, прежде чем их тратить.

Перекосы в российской региональной политике очевидны. Одни регионы имеют больше прав - как правило, национальные. Другие имеют их меньше. Реформа необходима. Но мысль наших толоконных чиновников дальше большего закрепощения, подчинения субъектов не идет. Более адекватной реальности видится, наоборот, либерализация региональной политики. Необходимо вернуться к выборности губернаторов, заменить властную вертикаль горизонталью, снизить роль федерального центра и перераспределить полномочия в пользу самих регионов - пусть сами решают, как им жить. Деньги должны не уходить и возвращаться подачками из Москвы, а оставаться на местах. Таким образом Россия превратится из названной Федерации в реальную. Однако при этом уменьшится власть Кремля, а значит, ожидать подобных изменений не следует.