Киргизский кризис открывает благоприятную возможность

При наблюдении за ухудшением ситуации в области безопасности Киргизии у нас срабатывает рефлекс холодной войны - нам видится новый очаг противоречий между Соединёнными Штатами и Россией. В действительности же всё наоборот: эта захолустная и немощная центрально-азиатская страна открывает для Москвы и Вашингтона новую возможность партнёрского взаимодействия.

«Мы ни в коем случае не воспринимаем это как игру с нулевой суммой. Напротив, мы очень тщательно координируем наши действия с Москвой», - заверил высокопоставленный сотрудник администрации Обамы.

Число убитых на этой неделе составило сотни человек, но во вторник насилие, казалось, пошло на убыль, и министр обороны Киргизии заявил, что правительство отзовёт свой запрос о международных силах по поддержанию мира. Однако американские чиновники не берутся предсказывать, как скоро ситуация стабилизируется. Киргизское правительство первоначально просило Россию о вводе войск, но Москва дала понять, что не будет посылать одни только войска.

Удивительно: в случае, если, несмотря на наметившуюся вчера стабилизацию, насилие будет продолжаться, американские чиновники считают правильным ввести в Киргизию войска России и её региональных партнёров, например, из ОДКБ, союза бывших советских республик. Или это могла бы быть «коалиция согласных», которая включала бы войска, например, из Турции, совместно с войсками из России, Казахстана и других соседних государств.

С самого начала кризиса Соединённые Штаты и Россия оставались в тесном контакте. Обе страны сотрудничали с представителями Организации Объединённых Наций на заседании в понедельник ночью, на котором были выработаны принципы для коллективных действий, если в них возникнет необходимость.

В понедельник и во вторник Америка уже предоставила гуманитарную помощь в виде медикаментов и других средств оказания неотложной помощи более чем на 1 миллион долларов, ещё 10 миллионов предполагается выделить из так называемого «совместного кризисного фонда» в конце этой недели. Хотя Соединённые Штаты не получили запроса о военной помощи, рассматривается возможность использования американских военных самолётов для переброски по воздуху как войск, так и поставок.

В свете общего американо-российского подхода к безопасности радует тот факт, что он отходит от рефлекторного (и неправильного) представления, согласно которому две страны обречены на «большую игру» за влияние в Центральной Азии. Это свойственное XIX веку понятие о неизбежности соревнования в 1990-е годы преобладало у многих американских аналитиков и привело к формированию некоторых незрелых стратегий, ратовавших за распространение влияния США и борьбу с русскими.



Более взвешенная точка зрения состоит в том, что России и Америке в Центральной Азии пристало быть естественными партнёрами. Разумеется, ведь у них общие враги - группировки боевиков-исламистов и банды преступников, которые угрожают стабильности в регионе. Такую политику президент Обама проводит с момента своего избрания. Американские чиновники утверждают, что ситуация в Киргизии и необходимость избежать конфронтации обсуждались во время встреч с российским президентом Дмитрием Медведевым.

Взрыв насилия на прошлой неделе - ядовитое варево, обычное для многих развивающихся стран - смешение экономического неравенства, региональной политической конкуренции и этнической ненависти. При изощрённой поддержке Москвы новое временное правительство сделало в апреле удачный ход, который привёл к власти киргизское большинство, которое доминирует в северной части страны. К удивлению и Москвы, и Вашингтона (который потворствовал следующему удачному ходу), это новое правительство не могло остановить кровавые нападения толп киргизов на представителей узбекского меньшинства на юге, которому принадлежит большая часть экономической мощи региона.

После того, как в минувшие выходные этнические чистки распространились из Оша в Джалал-Абад, около 80 000 узбеков перешли узбекскую границу.

Киргизия важна для Соединённых Штатов, так как там расположена авиабаза Манас, которая стала главным пунктом транзита войск и поставок в Афганистан. «В настоящее время, это "северная распределительная сеть" с американским персоналом, составляющим порядка 1300 человек, через которую идёт приблизительно 70 процентов отгрузок в район боевых действий», - сообщил американский чиновник.

Раньше база в Манасе была для русских бельмом на глазу. Однако в духе нового «прагматического партнёрства» Россия заключила, что ей выгоден успех американцев в Афганистане. Очевидно, что Россия не заинтересована в распространении исламистского повстанческого движения на север.

Приход сотрудничества на место идеологии «большой игры» в Центральной Азии - это желанная перемена по сравнению с ситуацией, имевшей место несколько лет назад. Если бы эта модель российско-американского взаимодействия была бы теперь расширена во имя решительных действий в отношении Ирана, можно было бы говорить об образовании системы, которая заслуживала бы названия системы «коллективной безопасности».

Источник: http://inoforum.ru/inostrannaya_pressa/kirgizskij_krizis_otkryvaet_blagopriyatnuyu_vozmozhnost/

0
232
0