Борьба с коррупцией противоречит Конституции России?

На модерации Отложенный

Фарида Рустамова, РБК

"Рабочая группа «открытого правительства» отказалась поддерживать петицию Алексея Навального о распространении на Россию ст. 20 Конвенции ООН против коррупции. Предложение противоречит Конституции, решили эксперты.

Рабочая группа «открытого правительства» отказалась поддерживать собравшую более 100 тыс. голосов на сайте Российской общественной инициативы (РОИ) петицию Алексея Навального о распространении на Россию ст. 20 Конвенции ООН против коррупции о преследовании чиновников за незаконное обогащение.

«Предлагаемые общественной инициативой изменения в законодательство Российской Федерации противоречат Конституции Российской Федерации и основополагающим принципам правовой системы Российской Федерации», – говорится в решении рабочей группы. За него проголосовали 16 членов рабочей группы, два выступили против, еще два воздержались.

В начале февраля рабочая группа министра Открытого правительства Михаила Абызова уже рассматривала петицию, инициированную Навальным. К заседанию антикоррупционное управление администрации резидента, МВД и Минюст представили свои заключения, в которых ведомства единодушно выступили против инициативы.

Тогда председатель президентского совета по правам человека Михаил Федотов даже говорил, что несовершенные поправки в законодательство могут вернуть Россию в 1937 год. Против петиции выступили также министр Абызов, депутат-единоросс Сергей Железняк, член Общественной палаты Иосиф Дискин, адвокат Михаил Барщевский, директор Агентства социальной информации Елена Тополева-Солдунова. Вынесению негативного решения тогда воспрепятствовало то, что группа не собрала кворум. После трех часов обсуждений член рабочей группы, адвокат Иван Павлов (один из защитников подозреваемой в госизмене Светланы Давыдовой), обратил внимание, что отсутствует кворум – из 34 членов рабочей группы на месте всего 14 человек. В итоге рабочая группа вынуждена была провести повторное заседание.

На состоявшемся в среду заседании Абызов и подавляющее большинство членов его рабочей группы продублировали поступившие от органов исполнительной власти отрицательные заключения. Основные доводы экспертов – формулировки законопроекта, который предложен в петиции, юридически несовершенны и противоречат Конституции, а наказания за должностные преступления уже предусмотрены в действующем законодательстве. Депутат-единоросс Владимир Плигин заявил, что должностные преступления в России и так наказываются в том числе изъятием имущества.

В ходе длившегося около полутора часов обсуждения Павлов и представитель авторов инициативы, директор Фонда борьбы с коррупцией Романа Рубанов доказывали, что набравшую 100 тыс. голосов петицию нельзя отклонить по регламенту – рабочая группа, по их мнению, должна только направить петицию в правительство для разработки соответствующего законопроекта.

Однако другие члены рабочей группы их доводы не восприняли.

«Не надо здесь устраивать цирк и политес», – одернул Абызов эмоционально выступавшего Павлова. В результате Абызов поставил на голосование решение, согласно которому разработка соответствующего законопроекта «нецелесообразна». В то же время в решении указывается, что вопрос борьбы с коррупцией «важен и актуален», поэтому рабочая группа рекомендует другой структуре, правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства по экспертному обеспечению развития антикоррупционных механизмов под руководством члена президентского Совета по правам человека Кирилла Кабанова привлечь депутатов, сенаторов и других специалистов к «комплексному совершенствованию законодательства в сфере противодействия коррупции». Экспертное заключение, в целом повторяющее доводы Кремля, Минюста и МВД, было решено направить в правительство и в президентский совет по противодействию коррупции.

Как само решение, так и экспертное заключение подписаны министром Абызовым, однако, как сообщили эксперты на заседании рабочей группы, они не принимали участия в их подготовке. Член рабочей группы адвокат Павлов упрекнул Абызова в нарушении регламента работы группы, который не предусматривает разработки решений и заключений без участия ее членов. Абызов ответил, что тексты были подготовлены аппаратом правительства. Павлов заявил, что это также нарушает регламент. На это министр сказал, что тогда следует считать, что тексты написал он сам на основе отрицательных заключений кремлевского управления по противодействию коррупции, МВД и Минюста.

По итогам заседания Абызов дал поручение члену рабочей группы Дискину разработать поправки в регламент работы экспертной группы, которые позволили бы ей самостоятельно переписывать подаваемые инициативы юридически грамотным языком.

На заседание в начале февраля из авторов петиции был допущен только Рубанов. Остальным, в том числе и самому Навальному, в допуске в зал заседаний было отказано. Накануне встречи рабочей группы в среду адвокат Павлов направил обращение министру Абызову с просьбой допустить экспертов ФБК и прессу, также не пропущенную на прошлое заседание – издания Slon.ru и телеканал «Дождь», а также организовать интернет-трансляцию обсуждения. Абызов на просьбу Павлова в среду не отреагировал.

Комментируя решение рабочей группы, Рубанов заявил РБК, что кампания по ратификации 20 статьи Конвенции ООН бессрочная и что сторонники Навального намерены добиваться внесения законопроектов в Госдуму через региональные парламенты.

Ранее была забаллотирована экспертами и другая петиция Навального, собравшая 100 тыс. голосов, – об ограничении стоимости автомобилей чиновников 1,5 млн руб."