За что Россия платит Киргизии

На модерации Отложенный

Отношения России с Киргизией все больше похожи на отношения с Кавказом. Москва отменила для Бишкека пошлины на топливо, хотя Киргизия не входит в таможенный союз. Москва также согласна предоставить Киргизии льготный кредит, помочь в торговле и с «гуманитаркой». Взамен Киргизия обещает лишь одно – не отбирать у россиян их собственность в этой стране. В 90-е это назвали бы рэкетом.

Вчера из Москвы в Бишкек министр иностранных дел Киргизии г-н Казакбаев. Повестка и резюме визита не содержат ничего нового — за последние три месяца между чиновниками киргизского правительства и российскими властями было достаточно подобных встреч. Напоним, первые лица Киргизии не вылезали из Москвы, когда от России требовалось срочно отменить таможенные пошлины на ГСМ, столь необходимые для начала посевной. И когда срочно требовались деньги выплатить пенсии и зарплаты учителям и врачам.

Список посленовогодних визитов и обсуждаемых тем создает ощущение неуклонного прогресса в отношениях двух стран.

Глава ФСКН Виктор Иванов обсуждал вопросы борьбы с наркотрафиком и организацию работы вновь созданной киргизской службы по контролю наркотиков – ГСКН. Договорились, что Россия окажет помощь.

Секретарь ОДКБ Николай Бордюжа обсуждал помощь в создании тренировочных антитеррористических баз на юге страны. Это, правда, не помешало президенту Киргизии Розе Отунбаевой в те же дни заявить, что на юге в районе Баткена будет строиться база спецназа США. А на вопрос журналистов, как будут сосуществовать два конкурирующих тренировочных центра, ответила: «У нас со всеми есть программы партнерства».

Руководители Комитета Госдумы по делам СНГ Алексей Островский и Семен Багдасаров приезжали увещевать киргизских парламентариев отменить национализацию российских долей в местных компаниях. Договорились что судьба их будет решена судом по киргизским законам и все полагающееся будет возвращено россиянам.

Бишкек посещали видные «телеголовы»: журналист Михаил Леонтьев, замдиректора ВГТРК Дмитрий Киселев, владелец «МК» Павел Гусев и многие другие. Договаривались, что молодые киргизские журналисты будут проходить практику в видных российских СМИ за счет последних.

Венцом стало проведение на минувшей неделе форума «Расширение межрегионального сотрудничества Киргизии и Российской Федерации», где приняли участие руководители 11 субъектов России и всех областей Киргизии. Договорились, что регионы России будут приобретать киргизское сырье и отправлять туристов на Иссык-Куль.

Каков же итог?

Взамен Россия получает одни обещания. Не поднимать арендную плату за авиабазу в Канте. Сменить националистические нотки во внутренней политике на более миролюбивые.

Отдать «Газпрому» три четверти «Кыргызгаза» (подобные посулы звучат в Бишкеке уже 6 лет). Наконец, просто не трогать то, что россиянам в Киргизии уже принадлежит. Все это напоминает переговоры между бизнесом и рекетирами в «лихие девяностые»: заплатишь – мы тебя не тронем, но и гарантий от вымогательства в будущем тоже не дадим.

Тем временем в Киргизии нарастает дикий национализм. Седьмой год подряд планомерно уничтожается русский язык. По оценкам президента местной Ассоциации русистов Замиры Дербишевой, 70% местных жителей если еще понимают – то уже не говорят по-русски. 29 марта комитеты киргизского парламента по образованию, науке, культуре, информационной и религиозной политике одобрили в первом чтении проект постановления «О комплексных мерах по реализации норм закона «О государственном языке». Согласно этому документу чиновников всех уровней под страхом наказания вынудят отказаться от использования русского языка на госслужбе. Это при том что согласно конституции Киргизии русский язык имеет здесь официальный статус.

Депутаты-киргизы выступают против предоставления другим народам национальных квот в почти мноноэтническом парламенте. Это касается и узбеков, и русских.

Споры вокруг российских предприятий в Киргизии не только не прекратились, но дошли до рукоприкладства: недавно россияне были просто вышвырнуты из офиса своей компании местными силовиками. О российских акциях другой важной компании — ни слуху, ни духу даже на заседаниях киргизского правительства.

О тренировочной базе спецназа США в Баткене уже упоминалось.

Ах, да, безымянную гору в Киргизии назвали «Пиком Владимира Путина».

Политолог из Бишкека Марс Сариев считает такое положение вещей справедливым. По его мнению, Россия должна и впредь безвозмездно платить Киргизии, чтобы не потерять ее как геополитический плацдарм. «Руководство России отлично осознает, что географическое расположение страны позволяет влиять на ситуацию во всей постсоветской Центральной Азии», – говорит он. Ок, плацдарм в регионе России нужен. Но что значит «не потерять» его в условиях, когда американские «зеленые береты» получили право стрелять в своих врагов на территории Киргизии, политолог не уточняет. Понять это можно и так: не будете платить дань – вышвырнем российскую авиабазу из Канта.

Отношения у Москвы с Бишкеком примерно такие же, как с республиками Северного Кавказа. Большая богатая Россия демонстрирует полную неспособность найти рычаг воздействия на маленькую нищую Киргизию. Кажется, по этой модели строятся отношения РФ со всеми соседями.