Собаки-герои

На модерации Отложенный Наши павшие будут с нами всегда – что бы не говорили те, кому уроки Великой Отечественной войны не пошли впрок.

В те годы рядом с солдатами на фронте воевали и те, кого мы называем нашими меньшими братьями: звери и птицы. Им не давали орденов, они не получали званий. Они совершали подвиги, не зная этого. Они просто делали то, чему их научили люди – и гибли, как и люди. Но, погибая, они спасали тысячи человеческих жизней.

Великая Отечественная на деле доказала эффективность применения служебных собак в военных целях. К началу войны на учете в клубах Осоавиахима их стояло свыше 40 тысяч, а к концу – Советский Союз вышел на первое место в мире по использованию собак в военных целях. В период с 1939 по 1945 год было создано 168 отдельных воинских частей, использовавшие собак. На различных фронтах действовали 69 отдельных взводов нартовых отрядов, 29 отдельных рот миноискателей, 13 отдельных специальных отрядов, 36 отдельных батальонов нартовых отрядов, 19 отдельных батальонов миноискателей и 2 отдельных спецполка. Кроме этого периодически участвовали в боевых действиях 7 учебных батальонов курсантского состава Центральной школы служебного собаководства. Всего за период войны было задействовано более 68 тысяч собак.

Собаки подрывали вражескую бронетехнику в боях под Москвой, Ленинградом, Сталинградом, Брянском. Из директивы начальника инженерных войск Советской Армии всем фронтам от 17 ноября 1944 г: “В Ясско – Кишеневский операции взвод собак-миноискателей успешно выполнял задачу по сопровождению танков. Этот специально обученный взвод сопровождал танки во всю глубину зоны оперативных заграждений противника. Собаки привыкли к езде на броне танков, к шуму моторов и стрельбе из орудий. В местах, подозрительных на минирование, собаки-миноискатели под прикрытием огня танков производили разведку и обнаруживали минные поля”.

Из донесения командующего 30-й армией генерал-лейтенанта Лелюшенко от 14 марта 1942 г.: «В период разгрома немцев под Москвой пущенные в атаку танки противника были обращены в бегство собаками истребительного батальона. Противник боится противотанковых собак и специально за ними охотится».

Использовались собаки и в отрядах Смерша для поиска диверсионных групп противника, особенно для поиска вражеских снайперов-“кукушек”. Чаще всего в каждый из отрядов входили 1-2 стрелковых отделения, оперативный работник органов НКВД или НКГБ, связист с радиостанцией, и вожатый со служебно-розыскной собакой.

Из директив: «ГУКР считает нужным еще раз напомнить, что при проведении войсковой операции в Шиловичском лесу собаки, обладающие верхним-дальним чутьем и опытом отыскания тайников и схронов, должны быть использованы на самых перспективных участках».

В том же архиве сохранилось ещё одно забавное распоряжение, касающееся собак: «за то, что на утреннем выгуле собаки выгуливаются вяло, имеют печальный вид, а курсанты не пытаются развеселить их, объявляю командиру подразделения наряд вне очереди».

Широко применялись служебные собаки и в службах связи, и для достав ки раненых с позиций.


Из донесения штаба Ленинградского фронта: «6 собак связи… заменили 10 человек посыльных, причем доставка донесений ускорилась в 3-4 раза.»

На боевом счету частей военного собаководства свыше 300 подбитых танков, более 200 тыс. доставленных донесений в периоды, когда отсутствовали другие средства связи, подвезено на огневые рубежи 5862 т. боеприпасов. В частях, где применялись нартовые упряжки, 95% тяжелораненых вывезено ездовыми собаками, а всего было вывезено красноармейцев (читайте – спасено) около 700 тысяч! Обследована территория в 15153 кв. км. С помощью четвероногих было разминировано 303 крупных города и населённых пункта, среди которых – Псков, Смоленск, Брянск, Львов, Минск, Киев, Сталинград, Одесса, Харьков, Воронеж, Варшава, Вена, Будапешт, Берлин, Прага, а также 18394 здания и обнаружено свыше четырёх миллионов мин.

Во время войны специальности собак были разнообразными. Были собаки санитары, истребители (истребители танков), миноискатели, но потребовались еще и взрыватели на железных дорогах. Такой стала Дина. Она владела всеми этими специальностями, но ее работой стало взрывание железных дорог. Дина дожила до глубокой старости. Она уникально оставляла взрывчатку на железных дорогах и успевала скрыться с места. В конце войны она еще дважды отличалась при разминировании города Полоцка, где в одном из случаев, нашла в кроватном матрасе в немецком госпитале мину-сюрприз.

В ПАМЯТЬ О СОБАКАХ ВОЙНЫ

Сколько сказано слов.

Может чья- нибудь муза устала

Говорить о войне

И тревожить солдатские сны…

Только кажется мне,

До обиды написано мало

О собаках- бойцах,

Защищавших нас в годы войны!

Стёрлись в памяти клички.

Не вспомнить теперь и мордашку.

Мы, пришедшие позже,

Не знаем совсем ничего.

Лишь седой ветеран

Ещё помнит собачью упряжку

В медсанбат дотащившую

С поля боя когда- то его!

Связки мин и гранат

Относили собаки под танки.

Защищая страну

И солдат от нависшей беды.

После боя бойцы

Хоронили собачьи останки.

Только нет там теперь

Ни холма, ни креста, ни звезды!

Батальон окружён,

Ни еды, ни снарядов, ни связи.

Свистопляска вокруг

И осколков и пуль круговерть.

С донесением псы

Пробирались и близили праздник.

Всем, даруя свободу,

А себе, зачастую, лишь смерть.

И собачья честь

Не замарана подлым предательством!

Жалким трусом из псов

Не отметил себя ни один!

Воевали они

Без присяги, но всё ж с обязательством

Вместе с Армией Красной

Уничтожить фашистский Берлин.

И когда в майский день

На могилы приходим святые.

И святое храня

Мы минуту молчанья стоим.

То пускай эта дань

И огонь, и цветы полевые

Будут памятью светлой

Будут скромной наградой и им!

http://working-gsdbest.ucoz.ru