Кудрин станет проклятьем для Медведева

На модерации Отложенный

Алексей Кудрин объявил 5 апреля о создании Комитета гражданских инициатив. Из заявления следует, что структура будет подчеркнуто беспартийной — даже регистрировать вновь создаваемую общественную организацию не планируется (закон это позволяет — правда, сильно ограничивает возможности такого института). При этом комитет намерен «открыто оппонировать действиям власти, невзирая на лица и должности», а также «предлагать для публичного обсуждения и гражданской экспертизы альтернативные варианты решения политических, экономических и социальных проблем» — то есть делать все то, что обязана делать любая уважающая себя политическая партия, не хватает только участия в выборах. И хотя до ближайших выборов федерального масштаба еще пять лет (то есть возможность включить их в список текущих проектов не раз представится), выбор в пользу экспертной деятельности сделан Кудриным явно не случайно — это площадка, на которой он демонстрирует очевидное преимущество.

Экономические взгляды бывшего министра финансов разделяют многие эксперты, но как публичный политик он неперспективен: в течение всей своей карьеры Кудрин оставался для широкой публики прижимистым распорядителем бюджетной «кубышки» — чиновником, генерирующим абсолютно непопулярные с электоральной точки зрения решения. На сходках коммунистов имя Кудрина произносилось как ругательство — из ныне живущих политиков больший антирейтинг, наверное, только у Чубайса. И хотя теоретически экс-глава Минфина вполне вписывается в правую часть политического спектра, даже на правом фланге он не годится на роль знаменосца: преобладание левого электората настолько велико, что правые идеи приходится продавать как бы из-под полы. Очевидно, еще и поэтому в прошлом году Кудрин не победил в кастинге на роль лидера правой партии. Хотя пытался.

По одной из версий, причиной перехода Андрея Кудрина в оппозицию стал проигрыш в борьбе за пост премьера после возвращения Путина в Кремль. Тот был обещан Медведеву в обмен на отказ от президентских амбиций. На самом деле оппонировать партии власти, надо отдать ему должное, Кудрин начал задолго до своей отставки. Еще в феврале прошлого года на Красноярском экономическом форуме заявил о необходимости честных президентских и парламентских выборов для реализации посткризисной экономической политики. А ведь примерный чиновник обязан признавать российские выборы честными, так сказать, по умолчанию: какими еще они могут быть?

По рассказам близких людей, близких к бывшему министру финансов, его давней мечтой было создание в России сильной правой партии, утверждает «Московский комсомолец».

По данным издания, в конце прошлого года Путин предложил уволенному министру финансов должность председателя Центрального банка — с санкции избранного президента Кудрин на этом посту мог бы получить куда более сильные рычаги для управления экономикой, чем занимающий его сейчас Сергей Игнатьев. Но он отказался, предпочтя роль свободного политического игрока, которую и начинает теперь осваивать.

В феврале в своем твиттере Кудрин признавался, что пытается играть роль «модератора правых», общаясь со всеми ключевыми деятелями из этого лагеря. Но, похоже, в итоге счел это занятие недостаточно перспективным, пойдя по пути создания собственного общественного проекта. У комитета будут региональные отделения, написал он вчера.

Дилемма Кудрина заключается в том, что он теперь «свой среди чужих и чужой среди своих»: на оппозиционной площадке он воспринимается прежде всего как чиновник (пусть даже с приставкой «экс») — человек из команды Путина. То есть может выступать в качестве эффективного переговорщика между властью и оппозицией, но своим его вряд ли признают.

Одновременно Кудрин становится опасным соперником для будущего премьера — не случайно вновь созданный комитет уже называют противовесом " Открытому правительству ". Как и Медведев, Кудрин претендует на статус реформатора власти изнутри, силами самой власти. После того как действующий президент публично отказался от либеральной риторики, возглавив список «Единой России» на парламентских выборах, вернуться к роли модернизатора ему будет сложно. Зато Кудрин может продолжать оппонировать Медведеву ровно с того места, на котором остановился. При он сохраняет статус неформального советника Путина по бюджетной политике (некоторые эксперты не исключают, что и потенциального премьера — если Медведев не справится), что существенно усиливает его вес в споре. Учитывая близкие отношения бывшего министра финансов с избранным президентом, прибегать к услугам его комитета может и власть, уверены «Известия».

Больше всего выигрывает при таком раскладе, разумеется, сам Путин: длящееся противостояние двух влиятельных фигур в его ближайшем окружении дает ему дополнительные рычаги для выстраивания системы сдержек и противовесов в новом правительстве: Медведев обещает стать довольно амбициозным премьером; кроме того, он уже не раз давал понять, что в обозримом будущем готов бороться и за пост президента.