О национальной политике, экстремизме и толерантности

На модерации Отложенный

О национальной политике, экстремизме и толерантности

Был я недавно в Баку и обнаружил очень интересную картину. Оказалось, что мои русские друзья детства и бывшие одноклассники хорошо говорят по-азербайджански.

Причём с чёткими интонациями и без акцента. Я никогда и не узнал бы об этом, если бы случайно не услышал разговор одного из них по мобильному телефону, а двоих других с продавцами на рынке и в магазине (я-то с ними, естественно, по-русски всю жизнь разговариваю). В школе они на уроках азербайджанского были ни в зуб ногой — оно тогда никому и не было нужно.

Кстати, и в городе неоднократно наблюдал то же самое — какой-нибудь голубоглазый блондин шпарил по-азербайджански так, что я только успевал улавливать его беглую речь!

А ещё тамошние русские чтут местную культуру и традиции. К примеру, когда я попросился пожить некоторое время у одного из своих русских одноклассников (мои родственники, у которых я вначале остановился, уехали на похороны), то тот обозначил мне срок 31 июля — потом он уходит в море и я больше в его доме оставаться не могу. Вначале меня это обидело, а потом другой мой русский друг-бакинец объяснил мне, что по местным обычаям нехорошо, чтобы посторонний мужчина оставался в одной квартире с чужой женой и детьми в отсутствие мужа. Мне-то, выросшему в советском русскоязычном Баку и большую часть жизни прожившему в России, такое и в голову не могло прийти!

В следующий раз я был удивлён, когда однажды вечером мне захотелось пива, а русский друг детства сказал: «Э, ты такие вещи здесь не делай! Сейчас пост идёт! Надо подстраиваться под общую волну! Мало ли что магазины спиртным торгуют! Им только деньги и нужны, они торгаши, а ты будь умнее! Тем более мы сейчас в гости пойдём к нашему другу-азербайджанцу, который пост держит! От тебя пивом будет пахнуть, нехорошо это!

Но по-настоящему у меня отвалилась челюсть, когда я услышал, как русская жена этого самого друга детства, разговаривая с ним дома, то и дело переходила на азербайджанский!

И при этом там никто не кричит о правах русских, русские никуда не продавливают свои законы, живут себе тихо и мирно, нигде не выпячивают ни себя, ни свою религию (в лучшем случае — крестик на шее), потихоньку ассимилируются. Соответственно и воспринимаются они местным населением более чем адекватно. Это при том, что состав местного населения Баку с советских времён кардинально изменился: сейчас в основном это бывшие жители деревень и дети гор. За ислючением разве что центральной части города, где всё ещё можно услышать русскую речь, и где даже коренные бакинцы-азербайджанцы предпочитают говорить на русском, чтобы подчеркнуть свой статус коренного жителя города, свою элитарность. Но это — другая обширная тема для разговора об уходе Русской цивилизации с национальных окраин в противовес тому, что делалось при советской и царской власти.

А что происходит в самой России? Проживающие на её территории представители нерусских национальностей стараются не только во что бы то ни стало жить по своим законам, но ещё и пытаются их навязывать другим. Яркий пример — скандал с хиджабами в Ставропольском крае. В этом же самом Ставропольском крае, в городе Пятигорске, в день Ураза-Байрам на главную аллею города, улицу Кирова, высыпали толпы мусульман и мусульманок, в основном с Северного Кавказа, в национальных одеждах и хиджабах, вели себя довольно шумно, танцевали лезгинки, громко разговаривали и гоготали (смехом такое назвать язык не поворачивается). Наверно, они хотели этим показать, что их религия самая правильная, а они — самые правоверные мусульмане. Не думаю, что подобное поведение русских у них в городах и сёлах им бы понравилось. Но всё это было молча проглочено, как будто так и надо.

Кстати, это уже давно и далеко не первый случай хамского поведения выходцев с Северного Кавказа в Пятигорске. Я бываю там довольно часто, и если выхожу прогуляться вечером по центральным улицам и паркам, то чувствую себя, мягко скажем, некомфортно.  Мимо проходят толпы небритых молодых людей по 5-7-10 человек, разговаривают очень громко, гогочут на всю округу, сопровождая всё это визгами, свистом, топаниями ногами и хлопаниями руками. А ещё они любят припарковать старенький жигулёнок посреди дороги или тротуара, распахнуть настежь двери и врубить на полную мощность кавказские песни, подпевая, подтанцовывая и хлопая в ладоши. Даже у меня, видавшего виды преподавателя в сфере среднего и высшего образования с 15-летним стажем, иногда не выдерживают нервы. Что тогда об остальных говорить?

Дело уже дошло до того, что со Ставрополья массово уезжают не только русские, но даже армяне продают свои дома и выезжают. Зато при полном  попустительстве как местной власти, так и уважаемого полпреда идёт ползучий захват когда-то завоёванной ещё Николаем I земли.

Базовые бизнес-структуры, такие как гостиницы, рынки, санатории, переходят или уже перешли r представителям Северного Кавказа. Гостиница "Интурист", крупнейший на юге России оптовый рынок «Людмила» в Пятигорске и международный аэропорт Минеральные воды уже в руках кабардинцев. Кстати, до прихода кабардинца в аэропорт Минеральные воды его планомерно разваливал предыдущий руководитель. Даже в страшном сне не могу себе представить, чтобы нечто подобное начало происходить в Азербайджане или даже на Северном Кавказе. Вместо этого идёт полномасштабное наступление на русскую Россию.

Другой пример. В то время как в России велись ожесточённые споры о том, разрешить ли школьникам ношение религиозной одежды, в том числе хиджабы, в Азербайджане этот вопрос решён давно, окончательно и бесповоротно — НЕЛЬЗЯ! Нельзя — и всё! Без всяких там демагогий об оскорблении чувств верующих! И это в мусульманской стране! Кстати, к чести руководства республики, оно последовательно проводит в жизнь светский характер государства, ведёт ожесточённую борьбу с радикальным исламом, то тут, то там накрывая осиные гнёзда ваххабитов.

Ну и ещё один пример более чем 10-летней давности, пугающий своей новизной и неожиданностью. Во время Второй чеченской кампании сердобольные и гостеприимные азербайджанцы с радостью принимали у себя братьев (как им казалось) чеченцев, в бакинской Больнице нефтяников, что у метро Хатаи, те залечивали там нанесённые им федеральными войсками раны. А вылечившись и оценив всю широту души азербайджанцев, не только не спешили возвращаться к себе на историческую родину, но ещё и стали им указывать, какие они все неправоверные мусульмане и как им следовало бы жить согласно законам Шариата. Например, что женщины не должны были носить обтягивающие джинсы, а мужчины должны были 5 раз в день делать намаз и не пить спиртное, даже вино и даже в малых количествах, хотя это многовековая традиция в Азербайджане .

Когда весть о такой неслыханной наглости гостей дошла до высшего руководства республики, а сотрудники миграционной службы проверили у чеченцев паспорта, то оказалось, что срок их пребывания в Азербайджане давно истёк. В результате они были экстренно, в течение суток выдворены из страны с пожеланием устанавливать свои порядки там у себя. Вот так! Смачного пинка — и пшли вон отсюда!!! Это мусульмане дали пинка мусульманам — и ничего, никаких криков о нарушении прав нацменьшинств! В то время как в России если кто-нибудь из чеченцев на том же Ставрополье хорошенько накосячит и попадёт в кутузку, на следующий же день приезжают люди Кадырова и требуют его освободить. Зажимаете, мол, нацменьшинства! Был не так давно нашумевший случай в Ставрополе, но это – лишь верхушка айсберга. Мало того, так ещё и задержавших и оформивших его полицейских делают виноватыми! Вот и вся толерантность..

А уж о том, как в лихие 90-е упакованные в камуфляжи чеченские молодчики с автоматами наперевес грабили проезжавшие через Чечню поезда на Махачкалу и на Баку, невзирая на вероисповедание и национальность пассажиров, знаю из уст своего родного дяди-азербайджанца, у которого они отняли последние 50 рублей, оставленные на еду. Он их умолял чуть не со слезами — не помогло! Отняли.

Много о чём ещё хотелось бы рассказать, но в одной статье всего, увы, не уместить, а необъятного — не объять. Напоследок хочу лишь отметить, что, наверное, России есть чему поучиться у Азербайджана, а проживающим в России кавказцам — у тамошних русских.

Ну,  а главное, когда очень хочется обвинить в чём-то русских радикальных националистов, кое-кому следует хорошенько посмотреть на себя в зеркало и подумать, где причина, а где следствие. Разобраться, где дым, а где — огонь. Ведь дыма без огня, как известно, не бывает. Но, как бы там ни было, у русских националистов есть главный козырь — они находятся у себя дома и они имеют право выражать своё мнение пусть даже и таким, радикальным способом. Это — их ответ на бездействие власти. И если так дальше пойдёт дело, большой крови нам не избежать. А не хотелось бы. И, думаю, не только мне, но и всем остальным.

Когда я предложил этот материал одному федеральному телеканалу, меня с порога завернули. Может потому, что разговаривала со мной девушка по имени Эльвира? Которая удивлённо захлопала глазами, услышав от меня, что жители Ставропольского края недовольны поведением выходцев с Северного Кавказа. Как будто она, жительница Ставрополья, только появилась на свет или как будто я был первым, кто сообщил ей эту новость.

Обращаться на другой телеканал я уже и не решился. Вдруг и там уже давно сидит какая-нибудь Зухра или Зульфия, да ещё и в хиджабе! Ещё заявит на меня в полицию!

Лучше уж пусть эту статью прочитают президент Путин, полпред Хлопонин и губернатор Владимиров. Желательно, чтобы ещё и прокомментировали. Они же русские люди. Во всяком случае, я на это надеюсь...