Самоубийственная песнь или размышления над потаенным смыслом

На модерации Отложенный

Как-то за ужином я случайно переключил свой кухонный «ящик» на концерт Задорнова. Как раз на тот момент, когда он пытался понять своим сатирическим умом глубинный смысл нашей народной песни «Во поле береза стояла», особенно в той ее части, где шла речь о намерении лирического героя этого фольклорного шедевра «…белую березу заломати, люли, люли заломати».

Мой приятель отреагировал на смех по поводу шутки Задорнова мудрым замечанием: «Не пытайся анализировать тексты песен с точки зрения логики, вникай не в текст, а в настроение, которое им передается».

Совет, ей-Богу дельный, ибо анализ текстов приводит ко многим чудным «открытиям», особенно в контексте современной культуры. Ну, например, чего стоят строки народной песни, в которой лирический герой в темном лесе посадил лен-конопельку…. Попробуй пропеть ее в присутствии слушателей из наркоконтроля и не исключено, что тебя попросят уточнить, где эта пашенка, на которой тайно в темном лесе возделывается наркосодержащее сырье…

Впрочем, иногда надо относиться к смыслу песенного фольклора посерьезней. Порой он весьма точно раскрывает самые глубины нашего исторического самосознания и национальной ментальности.

Как-то раз я решил сравнить тексты популярной в советские времена революционной песни «Смело мы в бой пойдем…» и песни, которую распевали наши прадеды во времена первой мировой.

В первом куплете некто обращается к старшему поколению:

Слыхали, деды,

Война началася,

Бросай свое дело —

В поход собирайся.

 

И в качестве призыва припев:

Смело мы в бой пойдём

За Русь святую,

И как один прольём

Кровь молодую.

Однако старшее поколение отреагировало на этот призыв весьма своеобразно:

Деды вздохнули,

Руками взмахнули,

Знать на то воля,

Надо власть спасати…

То бишь особого энтузиазма призыв сей у них не нашел – «деды вздохнули». Они-то сразу смекнули, что речь идет отнюдь не о защите Отечества, а о спасении власти. Разница между Отечеством и властью, судя по всему, в отличие от поколения младого (а тем более нынешнего) им была вполне понятна.

А вот как зазвучала песня уже в рядах бойцов РККА:

Смело мы в бой пойдём

За власть советов

И как один умрём

В борьбе за это.

 

Деды вздохнули,

Руками взмахнули,

Знать на то воля,

Надо власть спасати.

Про власть мы уже сказали, но вот что еще интересно: если в годы первой мировой русское воинство собиралось только проливать кровь, но в общем-то не тотально гибнуть, то в годы гражданской ситуация представлялась уже куда более безысходной: «и как один умрем».

А если умрем как один, то цель, ради которой они идут в бой, полностью теряет смысл. Ну, если только власть Советов не призвана утвердиться на общенациональном кладбище, в которое должно превратиться Отечество.

И как тут не вздохнешь: нутром ведь чуяли наши прадеды, что идут воевать за заведомо гиблое дело…

Зря мой приятель говорил, что незачем вникать в смысл песенных текстов. Многое о чем они могут рассказать, особенно когда речь идет о фольклоре…