Война, о которой не говорят: гонка России и США за 65 млрд долларов

Почему раз­го­ра­ет­ся война вокруг ми­ро­во­го тан­кер­но­го флота?

В рамках тра­ди­ци­он­ной гео­по­ли­ти­ки при­ня­то счи­тать, что рынок нефти и газа — это их непо­сред­ствен­ные по­став­ки. Однако если смот­реть на вещи более широко, ста­но­вит­ся по­нят­но, что это лишь фраг­мент от общего ас­пек­та. Так, круп­ный кон­тей­не­ро­воз, сжи­га­ет от 140 до 300 тонн тя­же­ло­го мазута в сутки. Немно­гим мень­шее по раз­ме­рам транс­порт­ное судно – от 25 до 65 тонн.

Таким об­ра­зом, во всем мире мор­ски­ми судами по­треб­ля­ет­ся по­ряд­ка 250 мил­ли­о­нов тонн энер­го­но­си­те­лей еже­год­но, что со­став­ля­ет не менее 10% от ми­ро­вой добычи неф­тя­но­го сырья. 10% ми­ро­вой добычи нефти — это огром­ный рынок, и даже при ны­неш­них 260 дол­ла­рах за тонну су­до­во­го топ­ли­ва, речь идет о 65 млрд дол­ла­ров.

Тя­же­лый мазут — это кровь гло­ба­ли­за­ции, но, помимо этого, как не сложно понять — де­неж­ный «пирог» боль­ших раз­ме­ров. И пока мир увле­чен­но рас­смат­ри­ва­ет кон­фликт России и США вокруг «Се­вер­но­го потока-2», Москва и Ва­шинг­тон ведут другие, менее за­мет­ные войны…

Дело в том, что до­бы­тую нефть перед про­да­жей необ­хо­ди­мо очи­щать. В про­цес­се пе­ре­ра­бот­ки, грубо говоря, участ­ву­ет ре­зер­ву­ар и сред­ства его на­гре­ва. Более легкие фрак­ции, в за­ви­си­мо­сти от тем­пе­ра­ту­ры, под­ни­ма­ют­ся выше, осталь­ные, более тя­же­лые — осе­да­ют.

При тем­пе­ра­ту­ре в 30° по­лу­ча­ют уг­ле­во­до­род­ные газы, то есть всем из­вест­ные бутан и пропан. При пе­ре­гон­ной тем­пе­ра­ту­ре от 30° до 105° — бензин для ав­то­мо­би­лей. В диа­па­зоне от 105° до 160° — по­лу­ча­ет­ся тя­же­лый бензин, или, как его еще на­зы­ва­ют — лиг­ро­ин, ве­ще­ство из ко­то­ро­го в бу­ду­щем про­из­во­дят раз­лич­ные виды пла­сти­ка.

При пе­ре­гон­ной тем­пе­ра­ту­ре в 160° – 230° по­лу­ча­ют авиа­ци­он­ный ке­ро­син, а между 230° и 425° — дизель, ряд смазок и печное топ­ли­во. Свыше 425° гра­ду­сов по Цель­сию, об­ра­зу­ет­ся мазут, из ко­то­ро­го как раз и де­ла­ет­ся су­до­вое топ­ли­во.

Иными сло­ва­ми, остат­ки всего того, что оста­ет­ся после пе­ре­ра­бот­ки нефти на дне ре­зер­ву­а­ра — и есть мазут, ло­гич­ным об­ра­зом на­кап­ли­ва­ю­щий в себе все вред­ные при­ме­си. В ходе даль­ней­шей двой­ной ди­стил­ля­ция мазут по­лу­ча­ет еще 10% остат­ков, но на этот раз они будут обо­га­ще­ны еще и серой.

В итоге, в от­хо­дах пе­ре­ра­бот­ки кон­цен­три­ру­ет­ся ши­ро­чай­ший спектр раз­лич­ных при­ме­сей: песок, ме­тал­лы, крем­ний, па­ра­фин, ток­сич­ные мо­ле­ку­лы, и так далее. Но если все это тихо сме­шать с 25% ди­зель­но­го топ­ли­ва или других про­дук­тов го­ре­ния, оста­ток можно ис­поль­зо­вать для про­из­вод­ства тя­же­ло­го мазута, то есть ос­нов­но­го вида топ­ли­ва для судов.

Как этот момент связан с войной за рынки сбыта? Очень легко. Дело в том, что ев­ро­пей­цы и аме­ри­кан­цы очень любят при­зы­вать мир к необ­хо­ди­мо­сти со­кра­тить вред­ные вы­бро­сы, но при этом за­пад­ные эко­ло­ги де­ся­ти­ле­ти­я­ми не за­ме­ча­ли, на­сколь­ко вреден мазут.

В упор не видели, что в тя­же­лом мазуте наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ной ча­сти­цей яв­ля­ет­ся сера. А со­глас­но дей­ству­ю­щим стан­дар­там, 3,5% серы, со­дер­жа­щей­ся в су­до­вом топ­ли­ве, в 3500 раз пре­вы­ша­ет до­пу­сти­мый предел, обо­зна­чен­ный на уровне чи­сто­ты «ав­то­мо­биль­но­го» дизеля. Проще говоря, один круп­ный транс­порт­ный ко­рабль в год про­ду­ци­ру­ет столь­ко же вред­ных вы­бро­сов, сколь­ко мил­ли­о­ны лег­ко­вых ав­то­мо­би­лей. Но про чи­сто­ту топ­ли­ва мы слы­ша­ли, а про чи­сто­ту мазута — нет.

Почему? Потому, что со­кра­ще­ние вы­бро­сов CO2 от дви­га­те­лей ав­то­мо­би­ля и еже­год­ное вве­де­ние новых стан­дар­тов — под­сте­ги­ва­ет про­да­жи новых авто, а вот борьба за эко­ло­гию мазута, несет лишь убытки. Тем более что с по­мо­щью мазута круп­ные неф­тя­ные трей­де­ры и су­до­ход­ные ком­па­нии из­бав­ля­лись от хи­ми­ка­тов, ко­то­рые в ином случае при­ш­лось бы хра­нить.

Но вдруг, с 2015 года, на­ча­лись ак­тив­ные по­движ­ки. Ан­гло­сак­сон­ские «эко­ло­ги» неожи­дан­но взо­рва­лись бурной де­я­тель­но­стью, начав борьбу за топ­лив­ную чи­сто­ту. Что из­ме­ни­лось, спро­си­те вы? Откуда такое про­зре­ние к мазуту? Ответ на этот вопрос очень про­стой — США стали экс­пор­те­ром на рынке сжи­жен­но­го газа.

Дело в том, что мазуту всегда была есте­ствен­ная аль­тер­на­ти­ва — эко­ло­ги­че­ски чистый при­род­ный газ. Сжи­жен­ное га­зо­вое топ­ли­во — про­дукт эко­ло­ги­че­ский, но до тех пор, пока в США не слу­чи­лась «слан­це­вая ре­во­лю­ция» и аме­ри­кан­ский газ не стало нужно про­да­вать, ми­ро­вых «эко­ло­гов» со­вер­шен­но не ин­те­ре­со­ва­ла про­бле­ма «гряз­но­го» мазута. Теперь же, За­пад­ный мир, ко­то­рый год уже­сто­ча­ет нор­ма­ти­вы и при­зы­ва­ет «срочно» и «аб­со­лют­но всех», пе­ре­хо­дить с мазута на СПГ- топ­ли­во.

Чей именно СПГ-газ в судах Европы и осталь­ных стран «эко­ло­ги» на­ме­ка­ют ис­поль­зо­вать – всем по­нят­но. А ведь, как и го­во­ри­лось ранее, мазут за­ни­ма­ет нишу в 10% от ми­ро­вой добычи нефти, сле­до­ва­тель­но, у га­зо­во­го эк­ви­ва­лен­та будет ана­ло­гич­ный объем продаж.

Когда ручные эко­ло­ги США взвин­чи­ва­ли рамки этого про­цес­са, Москва еще не вышла на рынок СПГ. Се­год­ня же, си­ту­а­ция в корне из­ме­ни­лась, и Штатам при­дет­ся сильно по­бо­роть­ся, чтобы за­по­лу­чить себе весь «су­до­вой» га­зо­вый по­тен­ци­ал.

Источник: https://aftershock.news/?q=node/758162

2
492
5