В России могут ограничить банковскую тайну

На модерации Отложенный

Резонансный законопроект, который вызвал много споров, находится на рассмотрении в Госдуме. Речь идёт о документе под названием "О противодействии незаконным финансовым операциям", который ранее был принят в первом чтении. Обсуждается возможность получения налоговыми органами доступа к базе данных с банковскими счетами граждан. Главная цель - противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма. В то же время эксперты опасаются злоупотреблений - не окажутся ли эти данные в общем доступе, как ранее случилось, например, с базами ГИБДД.

Во время формирования в начале 90-х банковской системы России, в том, что касается тайны вкладов, за пример была взята Швейцария, где еще с 1934 года банковская тайна была законодательно гарантирована. В результате в России по закону узнать, сколько денег лежит на счету у частного лица, могли лишь правоохранительные органы и только по решению суда. При этом споры о том, насколько банковская тайна и у нас, и в Швейцарии, на самом деле - тайна, не утихают уже не первый год.

Масла в огонь подлил законопроект "О противодействии незаконным финансовым операциям", который Госдума приняла в первом чтении.

"Предлагается открыть, в принципе, банковскую тайну для налоговых органов по физическим лицам, не имея на то оснований, то есть фактически все счета физических лиц запросить и иметь у себя такую базу", - сообщила председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Наталья Бурыкина.

База данных на всех, без исключения, жителей России, имеющих счета в отечественных банках - это предложение Росфинмониторинга. Цель, по мнению правительственных чиновников, - приведение российского законодательства в соответствие с требованиями ФАТФ - межправительственной организации, созданной еще в 1989 году. Её основная задача - противодействие отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.

"В реальности соответствующий закон впервые приняли в Соединенных Штатах Америки после терактов 11 сентября 2001 года. Там даже еще хуже. Там любого человека можно арестовать и посадить на основании закрытой информации, которая никому не известна, за пособничество в терроризме. И в этом смысле, если это перенесли на банковскую тайну, чего уж тут удивительного", - говорит экономист Михаил Хазин.

Сегодня в составе ФАТФ, выявляющей по всему миру потоки финансовых средств, добытых незаконным путем, 36 стран-членов - все ведущие мировые экономики планеты. От США и Германии до Японии и Китая, в том числе и Швейцария. Россия в этой организации с 2003 года.

"Мы являемся участниками этой организации. Если мы не будем принимать такие законы, нас внесут в черный список. Поэтому мы наше законодательство должны гармонизировать и приводить в соответствие.

Это очень важно. Это война за большие рынки. Если мы в черном списке, то санкции против нас серьезные", - отметила председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Наталья Бурыкина.

В черный список вносятся страны, где не ведется борьбы с отмыванием "грязных" денег. И санкции против этих стран, действительно, серьезные, до полного приостановления всех их зарубежных финансовых операций. 

Три года назад даже Швейцария пересмотрела в связи с этим закон о банковской тайне и позволила своим банкам передать США информацию о почти пяти тысячах американских вкладчиках, которых на Родине подозревали в уклонении от уплаты налогов. В 2012 частично приоткрыла банковскую тайну и Россия, позволив иностранным налоговым службам по их запросу, проверять подозрительные счета.

"Там запрос идет по одному человеку, по двум, десяти, а нам предлагают вскрыть банковскую тайну в отношении 143 миллионов граждан России. Просто так. Представьте себе последствия. Любому налоговому инспектору, которому интересно, как там живет Алла Пугачева, где она? Бабах запрос! Должны открыть. Мы хотим наводку дать, куда приходить за деньгами, как детей брать заложником?! Мы что, не понимаем, что у нас всей банковской тайной сейчас торгуют, базы данных продавались. А теперь мы хотим создать механизм?!" - возмущен председатель комитета Госдумы по бюджету и финансам Андрей Макаров.

Основные претензии у противников законопроекта не к нему в целом, именно поэтому Дума приняла его в первом чтении, а к попытке создания общей базы данных о банковских счетах россиян, после появления которой никто не гарантирует, что она тут же не окажется в продаже, как это уже было с базами данных ГИБДД, налоговой службы.

"Если вы хотите влезть в счета и дела, то вы хоть какие-то основания предъявите", - говорит президент ассоциации российских банков Гарегин Тосунян.

Пока в законопроекте никак не оговаривается, кто и каким образом станет отвечать в случае несанкционированной публикации банковского счета того или иного клиента.

"Даже обсуждение этой проблемы, я уже не говорю о принятии решения, приводит к тому, что люди пойдут из банков. Мы, с одной стороны, наоборот, говорим, что надо уходить от наличных денег, переходить на карточки, с тем, чтобы сделать нашу экономику, нашу банковскую систему, систему платежей более прозрачной. А с другой - предлагается принять нормы, которые, совершенно очевидно, оттолкнут людей от банков", - считает председатель комитета Госдумы по бюджету и финансам Андрей Макаров.

При этом, по словам Макарова, это уже не первая попытка внесения изменений в банковское законодательство, не нашедшая поддержки среди всех депутатов. В мае прошлого года бюджетный комитет Госдумы уже отклонял поправку в Налоговый кодекс, вносимую Минфином, по которой налоговики хотели постоянно отслеживать перемещения всех средств на счетах физических лиц страны. При этом в Росфинмониторинге на нашу просьбу прокомментировать ситуацию с возможным появлением баз данных всех российских вкладчиков, отвечать отказались.